2015
Июнь
№6 (192)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ХАРЬКОВ. ИЮНЬ. 2015

Выставка в Харьковском музее Холокоста

«Я немало прошел по проклятой и страшной войне, воевал, как умел и как нужно во имя свободы».

В Харьковском музее Холокоста открыта выставка, посвященная тем, кто воевал, погиб или, к счастью, выжил в той войне, победе в которой исполнилось 70 лет.

Девизом выставки взяты слова из стихов молодого поэта Николая Майорова:

«И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.»

Николай Майоров в октябре 1941 года добровольцем ушел на фронт, 8 февраля 1942 года был убит в бою на Смоленщине. Ему было всего 23 года.

На выставке в музее представлены документы, награды, фотографии, вещи и оружие той войны, которая, как все надеялись, закончилась полным разгромом фашизма.

Мы часто говорим: никогда больше это не повторится. К сожалению, Украина находится в войне и вновь вынужлена давать отпор захватчикам. Гибнут молодые ребята, оккупирована часть территории Украины, оккупирована той страной, жители которой во Второй мировой войне шли на всех фронтах вместе с жителями Украины против гитлеровской армии, а сейчас сами стали захватчиками.

Один из планшетов на выставке посвящен Героям Украины и бойцам АТО.



Тимоти Снайдер в Харькове

25 июня в зале Харьковской государственной библиотеки им. В.Г. Короленко состоялась лекция профессора истории Йельского университета Тимоти Снайдера и презентация его книги «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным». Книга посвящена трагическим событиям в истории Восточной Европы: украинский Голодомор, сталинские массовые репрессии, Холокост, расстрелы немцами гражданского населения в ходе антипартизанских операций, преднамеренное морение голодом советских военнопленных, послевоенные чистки… Две тоталитарные системы совершали одинаковые преступления в одно и то же время, в одних и тех же местах, содействуя друг другу и подстрекая друг друга. Нацистский и советский террор прежде всего был человеческой историей, историей политического массового уничтожения. 14 миллионов человек были жертвами либо советской, либо нацистской политики, часто — жертвами взаимодействия СССР и нацистской Германии, но не войны между ними.

Тимоти Снайдер — действительный член Института гуманитарных наук в Вене, член Комитета по свободе совести Американского мемориального музея Холокоста, член консультационного совета Института еврейских исследований ИВО, лауреат стипендии Маршалла, блестящий историк и искусный рассказчик. На встречу с ним собрались не только специалисты, но и те, кто интересуется историей и хочет знать правду о том, что происходило с его народом, и кто в этом виноват. Студенты, сотрудники библиотек, преподаватели университетов и постоянные участники мероприятий Харьковского музея Холокоста (одного из партнеров презентации) — те, которые пережили Вторую мировую, вопреки всему выжили в гетто и концлагерях, были на оккупированных территориях, а позже, в советские времена, хранили молчание. Их трагический опыт «не приветствовался» сталинским режимом.

Зал был переполнен и активен. Модератор встречи — украинский историк Владимир Маслийчук.

Владимир Маслийчук и Тимоти Снайдер

Тимоти Снайдер и Лариса Воловик

26 июня презентация книги Тимоти Снайдера «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным» состоялась в Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина. Организаторы мероприятия: исторический факультет Каразинского университета, Восточный институт украиноведения имени Ковальских, Харьковский музей Холокоста, сайт Historians.

Книга «Кровавые земли» издана в переводе на тридцать языков, в т.ч. на украинский в 2011 г., и стала бестселлером в шести странах. На русском языке (в переводе с английского Ликии Зурнаджи) опубликована впервые, издательством «Дулибы».

«Книга Тимоти Снайдера открывает новые горизонты — не потому, что предоставляет новую информацию о Второй мировой войне и ее преступлениях, а потому, что предлагает переосмысление (и в хронологическом, и в географическом смысле), позволяющее нам увидеть те исторические события в новом свете». (Форфард)


СОБЫТИЯ

ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ М. Б. ФАБРИКАНТУ

19 мая 2015 года в центре Харькова торжественно открыта мемориальная доска выдающемуся харьковскому учёному, хирургу, основоположнику отечественной челюстно-лицевой хирургии, члену Харьковского медицинского общества, доктору медицины, профессору Моисею Борисовичу Фабриканту (1864-1951).

Увековечивание памяти харьковского хирурга состоялось благодаря инициативе и плодотворному сотрудничеству Харьковской научной медицинской библиотеки, Харьковского областного комитета «Дробицкий Яр», Харьковского музея Холокоста, харьковских медиков, автомобилистов, журналистов, краеведов.

Памятная доска установлена на фасаде трёхэтажного дома, который М.Б.Фабрикант построил в 1900 году на Театральной площади, №5 (ныне площадь Поэзии, №5), как частную хирургическую лечебницу, в ней он жил и работал с 1900 по 1951 год. В годы Второй мировой войны М.Б.Фабрикант находился в эвакуации (1941-1944) в г. Фрунзе (ныне г. Бишкек) Киргизской ССР. На протяжении последних 30-ти лет в доме М. Б. Фабриканта располагается Харьковская научная медицинская библиотека, где хранятся научные труды профессора. В 2014 году в библиотеке прошла конференция, посвящённая 150-летию М.Б.Фабриканта, в последнее время харьковскими авторами написаны ряд статей о профессоре, харьковскими автомобилистами снят фильм «Его звали Фабрикант». Одним из немногих в Харькове в начале ХХ века Моисей Борисович был владельцем автомобиля. Стала крылатою фраза М.Б.Фабриканта: «Советская власть поставила меня на ноги, отобрав автомобиль».

Наталья Удовиченко и Леонид Леонидов

Константин Жуков

Евгений Рябоконь

На открытии мемориальной доски выступили:
В.В.Бондарчук — заместитель директора Департамента охраны здоровья Харьковской областной государственной администрации,
Л.П.Леонидов — председатель областного комитета «Дробицкий Яр»,
И.А.Бражник — директор Харьковской научной медицинской библиотеки,
Е.Н.Рябоконь — д.м.н., проф., зав. каф. терапевтической стоматологии Харьковского национального медицинского университета,
К.В.Жуков — к.м.н., доцент Харьковской академии последипломного образования,
Л.Ф.Воловик — директор Харьковского музея Холокоста,
Б.М.Каган — архитектор, художник, член Национального Союза архитекторов Украины,
Ж.Н.Перцева — директор музея истории медицины Харьковского национального медицинского университета,
И.Л.Серебренников — координатор Клуба истории харьковской медицины при ХНМБ,
Н.Н. Удовиченко — председатель Ассоциации стоматологов Харьковской области.

К открытию памятной доски получено приветственное письмо с родины М.Б. Фабриканта от Бершадской районной государственной администрации и Районного совета. Моисей Борисович родился в селе Шумилово Ольгопольского уезда Подольской губернии (ныне — Бершадский район Винницкой области). На мероприятие приехал представитель Украинской медицинской стоматологической академии (Полтава). Открытие мемориальной доски широко освещено на информационных сайтах в сети INTERNET, в новостийных программах на TV.

Лариса Воловик

Ольга Микулина

Жаннета Перцева

Сотрудники библиотеки, в центре — Ирина Бражник

На открытии мемориальной доски


Видео 1
Видео 2

О.И.Микулина, зав. отделом научной медицинской, информации и библиографии ХНМБ.

Фотографировала Юлана Вальшонок


От редакции:Осуществилась, наконец, многолетняя мечта медицинской общественности, коллектива ХНМБ об увековечивании памяти Моисея Фабриканта на доме, который изначально в проекте, заказанном архитектору Здиславу Харманскому, предполагался не только жилищем, но и хирургической лечебницей. В трехэтажном здании на первых двух этажах в 1901 году открылась Хирургическая лечебница и Ортопедический институт доктора М.Б. Фабриканта, на третьем — жил он с женой и дочерью. (Подробнее в «Дайджест Е» №12, 2014).

Изготовлена и установлена мемориальная доска за счет личных средств руководителей Харьковского музея Холокоста и Харьковского областного комитета «Дробицкий Яр».



ИНТЕРВЬЮ

ВИТАЛИЙ ПОРТНИКОВ:
В УКРАИНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИСЕМИТИЗМА НЕТ

С известным украинским журналистом и публицистом Виталием Портниковым удалось пообщаться во время международной конференции «Революция и война. Украина и большая трансформация современной Европы», которая недавно проходила в Берлине. Вопросы задавал берлинский журналист Игорь Магрилов.

— Виталий, известно, что вам хорошо знакома тема, связанная с еврейским вопросом и проблемой антисемитизма. Сейчас в Украине сложилась очень интересная ситуация. С одной стороны, многие люди проявляют повышенный интерес к Израилю, находя ситуацию, через которую прошла и проходит эта достаточно молодая страна, очень схожей с нынешней ситуацией в Украине. И действительно, Украине есть чему поучиться у Израиля, и как защищать свою свободу и независимость, и как необходимо создавать мощное, современное и демократическое государство. Многие украинцы ожидают, что Израиль поможет Украине вооружением, и гордятся, что на Майдане была еврейская сотня, что в зоне АТО воюют бывшие военнослужащие ЦАХАЛа, появился даже термин «жидобандеровец», который с удовольствием примеряют на себя многие жители Украины. С другой стороны, в комментариях в социальных сетях и СМИ украинского сегмента интернета по-прежнему можно найти много высказываний, что Украиной все время правят евреи, да и, вообще, куда же без всемирного сионистского заговора. Что вы думаете по этому поводу?

— Я вообще не сказал бы, что после краха Советского Союза, мы имели какие-то серьезные проблемы с еврейским вопросом. Надо понимать, что если говорить об антисемитизме, как об общественном и социальном явлении, есть две разновидности антисемитизма — есть антисемитизм бытовой, с которым мы все, так или иначе, сталкиваемся в разных странах мира, и есть антисемитизм государственный. Такой антисемитизм был в Советском Союзе, такой был в Российской империи. Украина никогда не имела государства, и с момента появления украинского государства надо признать, что оно никогда не проводило политику государственного антисемитизма. В отличие от Российской империи и в отличие от Советского Союза.

Единственное, что действительно было очень важно для жизни евреев в независимой Украине (для тех, кто там остался, мы же понимаем, что независимая Украина и большая алия — это практически совпадающие по времени процессы), это то, что украинский проект даже в этой независимой Украине продолжал существовать в форме этнического. Во многом из-за продолжающегося влияния империи — ее информационного пространства, ее политического пространства. И то, что действительно произошло во время Майдана, появление политической нации, оно одновременно означало, что этнический проект завершен, что он больше не нужен, что не является элементом защиты украинского народа. И теперь себя украинцами называют люди различного происхождения – украинцы, русские, евреи, армяне, азербайджанцы, кто угодно. Они теперь все могут говорить, что они украинцы.

В этом смысле это совершенно новое качество жизни. А комментарии в социальных сетях я вообще не считаю каким-то резонансным моментом, потому что, во-первых, антисемитизм никуда не делся.

Во-вторых, если люди начинают писать, что ими руководят евреи, эти люди могут быть бытовыми антисемитами. И эти евреи действительно существуют, как спикер парламента Гройсман или бывший губернатор Днепропетровской области Коломойский, и это уже говорит, что проблема антисемитизма, как таковая, не существует.

В-третьих, есть другое качество, что тоже отличает нас от России. Мы должны помнить, что Россией руководят выходцы из КГБ. КГБ – антисемитская структура, которая помогала усилению антисемитизма, которая боролась с евреями, которая помогала всем антиизраильским движениям, которая спонсировала терроризм. Путин и компания оттуда. И их нынешние связи со всем, что враждебно Израилю, естественным образом предопределено их структурными предпочтениями, тем, что они выбрали антисемитизм как карьеру, когда они были молодыми людьми. И я думаю, что это не случайно. И никакие друзья Путина, евреи, не отменяют того факта, что антисемитизм по сути продолжает оставаться неким курсом, который не вслух, но по сути осуществляется нынешним российским государством-наследником Российской империи и Советского Союза. А у нас ничего такого не было, нет и, я вас уверяю, не будет, потому что с момента появления политической нации как факта, разделение идет не по линии украинцы и не украинцы в этническом смысле, а идет разделение на тех, кто акцептирует украинскую государственность, кто готов за нее бороться, кто готов отдавать за нее жизнь (это люди разных национальностей), и тех, кто поддерживает империю, поддерживает зло. А добро и зло не имеют национальности, это хорошо известно, мне кажется, по всем столетиям человеческой истории.

Вопрос задавал Игорь Магрилов

Фото Игорь Магрилов



ЮБИЛЕИ

ПОЗДРАВЛЯЕМ

Михаила Абрамовича Золотковского,
председателя городской организации евреев — участников боевых действий и инвалидов ВОВ, полковника-инженера в отставке,

с 90-летием со дня рождения!



Элеонору Ильиничну Городецкую,
харьковскую поэтессу, в багаже которой более 60-ти лекций–концертов
на еврейские темы,

с 75-летием со дня рождения!

Желаем юбилярам крепкого здоровья, активной жизненной позиции.

И — так держать до 120-ти!




Моим читателям. От Элеоноры Городецкой
Мои стихи спасают от депрессии!
Читайте их! Хоть иногда не весело,
Но пусть душа раскроется навстречу,
Ещё всё впереди, ещё не вечер!
Читайте, пусть созвучны будут души,
И настроенье сразу станет лучше!
Захочется ответить — буду рада,
И ваши мысли будут мне наградой!
И пусть просты мои стихи, несовершенны,
Написанное СЛОВО ведь нетленно
И помогает выжить в этом мире.
Так будем все мы благодарны лире
За то, что можем поделиться словом,
Прийти на помощь вам всегда готова!



ПРАВДА ИСТОРИИ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ. СТРАШНАЯ ПРАВДА

Неоправданные жертвы Великой Отечественной войны... Только в ХХI веке запорожцы стали поминать земляков, которые погибли от рук своих же «воинов-освободителей» 18 августа 1941 года в результате взрыва плотины ДнепроГЭСа. От гигантской днепровской волны, что была спровоцирована взрывом плотины Днепровской гидроэлектростанции, погибло тогда около ста тысяч неповинных советских людей.

Поспешно покидая город, советские солдаты взорвали главный стратегический объект — «ДнепроГЭС» — 20 тоннами взрывчатки — аммонала, в результате чего образовалась гигантская пробоина в плотине, которая уже и спровоцировала волну высотой несколько десятков метров, что практически смыла прибрежную городскую полосу, плавни Хортицы и благополучно дошла до соседних городов — Никополя и Марганца.

Советское командование не догадалось предупредить мирное население и свои же войска об опасности. Вот почему в СССР предпочитали не распространяться о трагических событиях в Запорожье, связанных со взрывом ДнепроГЭСа.

Тогда для собственного оправдания они придумали версию о «диверсии». Но теперь, когда есть доступ к архивaм СССР, украинские историки получили документальные доказательства, которые поднимают занавес над этой трагедией. Днепровская волна тогда поглотила около ста тысяч человек: 80 тысяч запорожцев, беженцев из соседних регионов, около 20 тысяч советских солдат, которые просто не успели покинуть город, да и не собирались делать это, ведь ничто не предвещало беды — вокруг были свои солдаты.

Cтрашная статистика, которую таила на себе доселе потертая и пожелтевшая от времени бумага с грифом «Совершенно секретно», открытая только теперь:

«На фронтах Великой Отечественной войны погибло 28 миллионов 540 тысяч бойцов, командиров, и мирных граждан. Ранено 46 миллионов 250 тысяч.

Вернулись домой с разбитыми черепами 775 тысяч фронтовиков. Одноглазых 155 тысяч, слепых 54 тысячи. С изуродованными лицами 501342. С кривыми шеями 157565. С поврежденными позвоночниками 143241. С оторванными половыми органами 28648. Одноруких 3 миллиона 147. Безруких 1 миллион 10 тысяч. Одноногих 3 миллиона 255 тысяч. Безногих 1 миллион 121 тысяча. С частично оторванными руками и ногами 418905. Так называемых «самоваров», безруких и безногих — 85942».

Мы, дети войны, хорошо помним этих несчастных калек на досках с роликами, (почти поголовно пьяных, просто пивших от безысходности) на улицах всех без исключения городов СССР.

Таковы последствия жестокой войны! Но страна должна была быть благодарна своим мужественным защитникам в позаботиться об их несчастной судьбе.

И тут в 1950 году по указу Верховного Совета Карело — Финской ССР образовали на острове Валаам, и разместили в разрушенных зданиях монастырских Дом инвалидов войны и труда. Зачем такое внимание несчастным инвалидам Войны?

Почему на острове, а не на материке? А ведь заведение было еще то... И оказалось, лучше бы без такого пристального внимания к персонам, которые слишком намозолили глаза советскому народу-победителю — сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах...

Грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться, решило наше правительство.

Выход нашли, на острове: с глаз долой — из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Их собирали за одну ночь со всего города специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки типа ЗК и отправляли в эти самые «дома-интернаты». У них отбирали паспорта и солдатские книжки — фактически их переводили в статус ЗК.

Да и сами интернаты были в ведомстве ментуры. Перед этими интернатами ставилась цель тихо-мирно спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее.

Даже то скудное содержание, которое выделялось инвалидам, практически разворовывалось. Получается, огромная страна Советов, таким образом, карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова... Карала жестоко, с выдумкой, чтоб на всю жизнь, как умели у нас: нищетой содержания, одиночеством, страхом, безысходностью...

Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осо­знавал, что прибыл остаться здесь навеки, в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище. Из Ленинграда и области, чтобы не портили царственный городской ландшафт, ссылали местных инвалидов: безногих и безруких, олигофренов и туберкулезников, ведь инвалиды портили вид советских городов.

Что это? Ведь даже в самой страшной тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теп­лится огонек надежды выйти оттуда, обрести свободу, пусть не самую светлую но менее горькую жизнь. Но с Валаама выхода не было и быть не могло. Дорога одна — в могилу.

Вот однажды, проснувшись утром перед самой годовщиной семидесятилетия Сталина, счастливые советские граждане не услышали привычного грохота самодельных инвалидных тележек и скрипа протезов возвратившихся с войны калек. Пусть простят нас наши деды за те испытания, которые им пришлось пережить. И пусть будут прокляты в веках те, кто придумал и творил эти мерзости.



В последнюю минуту

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ СЭР НИКОЛАС ВИНТОН

В возрасте 106 лет в Великобритании скончался сэр Николас Винтон, который спас 669 детей от нацистских концентрационных лагерей. За свою деятельность во времена Холокоста сэр Винтон получил в прессе имя «Британский Шиндлер». Николас Винтон, выходец из семьи немецких евреев, эмигрировал в Соединенное Королевство, где самостоятельно организовывал вывоз детей из оккупированной нацистами Чехословакии в Британию в 1939 году. Более полувека сэр Винтон хранил в тайне свою деятельность по спасению детей из концлагерей.

Во всем мире проживает около шести тысяч потомков детей, которых спас сэр Николас Винтон.





 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР