2015
Октябрь
№10 (196)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

СВЕТЛАНА АЛЕКСИЕВИЧ — ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В Стокгольме Шведская королевская академия, которая присуждает Нобелевские премии по литературе, объявила имя нового лауреата — Светлана Алексиевич, белорусская писательница, пишущая на русском. Премия присуждена за «полифонические произведения, за памятник страданиям и мужеству в наше время». «Используя свой уникальный творческий метод — тщательно составленный коллаж человеческих голосов — Алексиевич углубляет наше понимание всей эпохи», — заявил Нобелевский комитет, проголосовавший единогласно.

«Это выдающийся писатель, большой литератор, который создал новый литературный жанр, выйдя за рамки обычной журналистики», — объяснила решение комитета секретарь Шведской королевской академии наук Сара Даниус, которая и объявила имя лауреата.

Сразу после объявления результатов Светлана Алексиевич сказала: «Стать лауреатом — это огромное событие. Это было совершенно неожиданное, почти тревожащее чувство»…

Это — первая Нобелевская премия Беларуси, где произведения этой писательницы, написанные на русском языке, не издавались. Но в Беларуси Алексиевич считают своей, и она сама связывает себя именно с этой страной. А родилась Светлана Алексиевич в украинском городе Станиславе (ныне Ивано-Франковск), ее отец — белорус, мать — украинка, она искренне переживает за страну своей матери. Позже семья переезжает в Белоруссию, где ее родители работают сельскими учителями. В 1967 году Светлана поступает на факультет журналистики Белорусского государственного университета в Минске, а окончив его, работает в районной газете в городе Берёза Брестской области, в «Сельской газете» и в литературно-художественном журнале «Неман».

Первая книга Алексиевич, роман о женщинах-фронтовичках «У войны не женское лицо», была написана в 1983 году. Книгу не издавали два года, советские критики обвинили писательницу в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. В том же 1985 году изданы «Последние свидетели: книга недетских рассказов», война — с точки зрения женщин и детей. Критики называли оба произведения «новым открытием военной прозы». Очередной летописью стал роман об афганской войне «Цинковые мальчики», 1989 год. В 1997 году еще одно нашумевшее произведение — «Чернобыльская молитва». Последняя на данный момент книга «Время секонд-хенд» издана в 2013 г.

Сама Светлана Алексиевич главную идею своих книг сформулировала так: «Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить».

Белорусские власти были недовольны оппозиционными взглядами писательницы и ее критичными заявлениями в адрес президента Александра Лукашенко.

Писательница получила более десятка престижных литературных наград — премию «Триумф», премию Ремарка в 2001г. В 2006 году она стала лауреатом Национальной премии критики (США), в 2013-м — Премии критики немецких книготорговцев, в 2014 г. была награждена Офицерским крестом ордена Искусств и литературы. Её книги изданы в 19 странах мира. С начала 2000-х годов Светлана Алексиевич живет в Италии, Франции и Германии.

Она считалась претендентом на Нобелевскую премию еще в 2013 году и стала 14-й женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе.

«Нобелевская премия Алексиевич, по словам Виталия Портникова, напомнит миру о «кровавых землях» к западу от России и о людях, которые проживают свои жизни в скудности и горести — да так привычно, что уже сами этой скудности и горести не замечают. И, кстати, тема этого бесконечного повествования Алексиевич об измученных судьбах могла предопределить выбор языка».

10 декабря с.г. Светлана Алексиевич получит Золотую медаль Нобелевского лауреата из рук короля Швеции.


ПОЗДРАВЛЯЕМ С 85-ЛЕТИЕМ!

Борис Михайлович Минкович родился в г. Сумы. Харьков впервые увидел 22 июня 1941 года при пересадке на пути из Ростова-на-Дону в западную Белоруссию. «Если бы с дедом выехал на два дня раньше — рассказывает Борис Михайлович, — то попал бы в число шести миллионов жертв Холокоста». Во время войны был в эвакуации в Бухаре, а затем с велозаводом попал в Харьков.

С тех пор вся жизнь (за исключением работы после окончания физтеха ХГУ на радиозаводе в Барнауле с 1953 по 1956 гг.) связана с Харьковом. Вернулся в Харьков в 1956 году и (не без труда) стал в марте 1957 года гражданским преподавателем в Харьковском высшем военном командно-инженерном училище ракетных войск им. Н. И. Крылова на кафедре радиотехники. (Еще работая радиоинженером на заводе, Б. Минкович совмещал работу с преподаванием в заочном техникуме и пед­институте).

43 года Борис Михайлович проработал в коллективе, состоявшем, в основном, из военных, большинство из которых, по словам самого Б.М., были порядочные и культурные люди, любившие книги и искусство. С 1962 г. читал лекции, вел военных дипломников по двум дисциплинам — АФУ и ТЭМП. Первые научные изыскания в области антенн начал в 1957 г., первые публикации — в 1958 (в общесоюзных изданиях). В конце 50-х занимался научной деятельностью в ИРЭ АН УССР. Знает языки. Кандидат технических наук с 1962г., доцент.

Как человек скромный, мало говорит о себе, больше о людях, с которыми свела его судьба. Но до сих пор те, кто знал Бориса Михайловича, работал с ним, говорят о нем, как о специалисте высокого класса, ученом, который мог защитить докторскую (и не одну), преподавателе, прекрасном человеке.

Работу оставил в 2000 году после ликвидации кафедры антенн.

Еще одно его качество — в университете он уяснил: «спорт имеет свою человеческую ценность (бег, ходьба, лыжи, туризм и сбор грибов, ягод, трав — мои виды). Многократно бывал в горных походах, последний раз в 1997 г. в Карпатах. Максимальная высота, на которую взошел — 4300 метров. 5 раз походы были на Кавказ, когда спальный мешок приходилось покидать при температуре -10 — -15°С, а воду вытапливать из снега. Но вид на Бенгазийскую стену, состоящую из пятитысячников, по которой спускаются лавины, окупал трудности. В 1977 году на плотах сплавлялся в Белое море, а затем попал на Соловецкие острова (изобилие грибов, морошки; яма, в которой сидел последний казачий украинский гетман, школа юнг, но ни слова о СЛОНЕ)». (Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — первый концлагерь в мире — Прим. ред.)

В настоящее время Борис Михайлович — активнейший участник всех наших мероприятий, интеллигент «высшей пробы», читающий, пишущий, остроумный, «физик и лирик» в одном лице.


Дорогой Борис Михайлович, поздравляем Вас с 85-летием!
Желаем Вам доброго здравия и активного долголетия!
Оставайтесь таким, каким мы Вас знаем и любим!
До 120-ти Вам и дальше!
МАЗЛ ТОВ!

Харьковский музей Холокоста


ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Лос-Анджелес, Таймс, 26 мая 1968 года. Нет, мы не ошиблись в датах. Эта статья действительно была опубликована в мае 1968 года. То есть — 47 лет назад! Но самое порази­тельное, что и сегодня она ничуть не утратила свою актуальность...

ИЗРАИЛЬ ДОЛЖЕН ЖИТЬ!

Все-таки евреи — странные люди: то, что разрешено другим нациям, евреям — запрещено. Другие нации изгнали тысячи и даже миллионы людей, но при этом проблема беженцев никогда не возникала. Россия, Польша, Чехословакия изгоняли другие народности. Турки вышвырнули миллион греков, Алжир — миллион французов. Индонезия изгнала бесчисленное количество китайцев, и никто о беженцах и слова не сказал. В случае же с Израилем все настаивают на том, чтобы Израиль принял назад всех арабов, всех до единого.

Если другим нациям удается достичь победы на поле боя, они диктуют условия мира. Но если победил Израиль, он почему-то должен о мире просить. Все хотят, чтобы евреи вели себя как единственные в мире настоящие христиане.

Задумываются ли народы мира над тем, что другие нации, даже будучи побежденными, выживают и поднимаются после поражения, но поражение Израиля означает его гибель. Если бы Насер победил в июне, он бы стер Израиль с политической карты мира и никто даже пальцем не шевельнул бы, чтобы спасти евреев. Все обязательства, данные Израилю другими странами, включая нашу, стоят не больше той бумаги, на которой они написаны.

Весь мир захлебывался от гнева, когда гибли люди во Вьетнаме или два негра были казнены в Родезии. Но когда Гитлер уничтожал евреев, никто не протестовал. Шведы, которые грозились разорвать дипломатические отношения с США — за то, что мы сделали во Вьетнаме, даже не пикнули, когда Гитлер сотнями тысяч истреблял евреев. Напротив, они посылали Гитлеру железную руду и шарикоподшипники, обслуживали эшелоны с его войсками, направляющимися в Норвегию.

Евреи в мире одиноки. Если Израиль выживет, это будет заслугой только евреев, их усилий и их ресурсов. И это при том, что Израиль — наш единственный надежный и безоговорочный союзник. Мы можем полагаться на Израиль гораздо больше, чем Израиль на нас. Страшно даже вообразить, что было бы, если бы прош­лым летом 1967 г. (во время Шестидневной войны. — Прим. ред.) арабы при такой огромной поддержке русских выиграли бы войну...

Трудно переоценить, насколько жизненно важно существование Израиля для Америки и для всего Запада в целом. Меня не оставляет предчувствие: как мы поступаем с Израилем, так будет со всеми нами. Если Израиль исчезнет, то и нас постигнет Катастрофа.

Израиль должен жить!

Эрик Хоффер
«Israel must live» by Eric Hoffer
«Лос-Анжелос Таймс» 26 мая 1968г.
перевод Нехамы Шварц, 2006 г.


Эрик Хоффер, американский философ, нееврей. Родился в 1902 году и умер в 1983. Написал девять книг и удостоен президентской медали Свободы. Его первая книга вышла в свет в 1951 году и стала классикой.


МНЕ СТЫДНО, ЧТО Я АРАБ

Я долго сомневался, стоит ли писать это, но продолжающееся арабское насилие в Иерусалиме и арабский идиотизм заставили меня преодолеть мою толерантность. Я должен публично заявить: мне стыдно, что я араб. С самого начала мы отказались признать существование одного крошечного еврейского государства.

Мы изо всех сил боролись с этим государством, используя всю злобу и антисемитизм, на которые мы были способны. Мы изолировали и жестоко обращались со своими собственными палестинскими братьями и сестрами для того, чтобы их можно было использовать в качестве инструментов против евреев. Мы не смягчились. Мы не проявили ни унции сострадания, гуманности или даже ума. Мы сделали уничтожение еврейского дома своим делом, своим характерным признаком. Мы заставили ненавидеть нашу религию. Когда прекратится этот бред?

Даже некоторые арабы, имеющие привилегию также быть израильтянами, не научились вести себя как цивилизованные люди. Мы изгнали Мохаммада Зоаби, угрожали ему и заставляли замолчать. Он один из нас, но он осмелился исповедовать любовь к своей стране и отвращение к террористам. Мы продемонстрировали поддержку не своего собственного государства, Израиля, а террористов, желающих его уничтожить. Разрознены и немногочисленны те из нас, кто в состоянии признать евреев нашими братьями и сестрами, какими они на самом деле есть.

Я могу по пальцам пересчитать тех достойных арабов, кто публично занимает такую позицию.

Остальные из нас — помеха, чума Ближнего Востока и пятно на человечестве. Мы создали Хизбаллу, Хамас, Аль-Каиду, ДАЕШ и множество других террористических групп. Мы также создали поколения тиранических диктатур на всем Ближнем Востоке. Некоторые из этих диктатур — это лучшее, что мы можем показать в мире, для которого мы, как пиявки, неспособные построить демократию или даже экономику. Иерусалим принадлежит евреям.

И не только потому, что принадлежит им по праву, но также потому, что мы не заслуживаем его. Арабы, живущие в Израиле, на Западном берегу и в секторе Газа, давно были бы депортированы, если бы евреи вели себя, как мы. Тем не менее, мы продолжаем давить и давить, надеясь разбить их. Евреи не сломаются. Они не сломаются в Иерусалиме и нигде, потому что они гораздо лучше, чем мы. Мы будем продолжать барахтаться в нашем комплексе жертвы, а евреи будут процветать. И это, мои собратья арабы, все, чего мы заслуживаем.

Фред Марун
Перевод: Elena Lyubchenko


ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ХАРЬКОВСКОГО МУЗЕЯ ХОЛОКОСТА

Студенты Харьковской государственной академии культуры посетили музей Холокоста. Мирослава Ярико, руководитель группы, предложила ребятам высказать свои впечатления после экскурсии, сделать некий отчет. Вот одно из мнений:

«По поводу музея Холокоста хотелось бы сказать, что в таком месте должен побывать каждый, особенно, если ты планируешь работать в сфере туризма. Это — история, какой бы ужасной она не была. Мы должны знать, что такое допускалось, должны помнить о геноциде и уважать память об этих людях.

Место достаточно атмосферно для того, чтобы погрузиться в ситуацию, прочувствовать, а не просто знать. Женщина-еврейка, что принимала нас (Экскурсию проводила ст. научный сотрудник музея Юлана Вальшонок. – Прим. ред.), в её глазах читалось, что она всё ещё этим живет. Это ужасно. Зато сколько знаний она смогла нам передать! Я считаю, это важно.

Что же касается похода в синагогу… Всегда хотела там побывать и вот – наконец-то. В жизни мне не доводилось общаться с евреями. В их отношении я всегда мыслила стереотипно – жлобы и ходят с пейсами, всё.

Пообщавшись с евреем, я многое для себя открыла. Стала уважать их образование. А их «жлобство» оказалось лишь сбережением денег. В целом, они довольно добры, образованы, верны традициям, ведь у многих верующих народов религия (вера) и культура сейчас уже несколько разные вещи, у них же они всё ещё едины. Евреи мне понравились, даже несмотря на то, что я с опаской отношусь к верующим (опять же мои личные стереотипы). В синагоге очень красиво, лучше, чем в церкви, там на меня не давило страдание, как раз наоборот – чувствовалось величие и единство. После нашего похода я ещё долго стояла рядом с синагогой. Я увидела еврея, с которым нам довелось побеседовать, с дочкой, он одел на себя её розовый портфель. Это было мило. Ведь они такие же люди, как и все остальные! С теми же чувствами. Не понимаю, почему их не любят.

Что же до практической пользы, я считаю, надо знать, чем живут окружающие тебя люди. Я познакомилась с культурой, обычаями, мыслями евреев. Теперь я даже ненароком их не обижу. В тур.бизнесе, как и в любом другом, всё строится на понимании, понимании людей. Ты должен знать своих клиентов заведомо. Поэтому я уверена, что всё это было не зря.»

Екатерина Провар,
студентка 3-го курса ХГАК, 2015 г.


Из Книги отзывов музея Холокоста


Курсанты учебной группы ФГБ 14-5 Харьковского национального университета внутренних дел с интересом ознакомились с экспозицией музея. Тексты не оставили равнодушным слушателей и заставили задуматься в связи с событиями сегодняшнего дня.

Куратор группы С.В. Харченко, 20.10.2015


Ощущение погружения в мир памяти и увековечивания. Огромная благодарность и респект сотрудникам!

С уважением, Алекс Новиков (следственный отдел полиции Израиля)


Сумна, пізнавальна та навчальна лекція – реквіум.

Вчителі історії Кулакова М.С. та української мови Сіверчук О.С. (ЗОШ №98 м. Харкова) вдячні за проведення уроку — пам’яті. 12.06.2015


Огромное спасибо за интересную экскурсию, огромную работу и энтузиазм! Всего доброго, хорошего, здоровья и процветания! Спасибо – произвело огромное впечатление.

Семья Родригес (Даллас)


Я привела в Музей своего внука. Надо, чтобы мы и наши внуки всегда помнили об ужасах Катастрофы. Мы благодарны всем людям, которые сохраняют документы и напоминают нам обо всех погибших. Спасибо вам всем!

Лебединец Ольга, Запорожье, 7.08. 2015


Величезне вдячні за неймовірно професійну та цікаву розповідь! Це розповідь, в якій відбувається і душа, і біль, і найголовніше – пам’ять, а пам’ятати – наш обов’язок!!!

З повагою, Олена, Львів та Олександр, Київ. 9 жовтня 2015 р.


ХАРЬКОВСКИЕ ХРОНИКИ

ТРЕНИНГ ОБСЕ В ХАРЬКОВЕ

Ларры Оломофэ, советник по противодействию расизму и ксенофобии,
Лариса Воловик, президент ОО «Харьковский музей Холокоста»,
Азра Юнузович, заместитель руководителя Департамента Толерантности и Недискриминации,
Леонид Леонидов, председатель Областного комитета «Дробицкий Яр»,
Кристина Sell, советник по развитию гражданского общества

Участники тренинга с командой Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ

19-20 октября в отеле «Националь» для представителей гражданского общества в Украине был организован Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ интерактивный тренинг — семинар на тему преступлений на почве ненависти с презентациями, дебатами, групповыми практическими занятиями.

Тренинг проводился в рамках проекта «Укрепление диалога между гражданским обществом и ключевыми органами власти в Украине в вопросах человеческого измерения». Задачей тренинга являлось развитие потенциала гражданского общества в предотвращении и реагировании на преступления на почве ненависти.

Участниками тренинга-семинара в Харькове были представители Киева, Львовской и Черниговской областей, Краматорска. Из Харькова приглашены — руководители Харьковского музея Холокоста, областного комитета «Дробицкий Яр», мусульманского центра, студенческого африканского землячества и др.

Прозвучали заявления общественных групп о преступлениях на почве ненависти, представлено законодательство в сфере таких преступлений: международные обязательства и украинское законодательство. Интересна открытая дискуссия с примерами о ситуации в Украине и практические занятия по применению концепции «преступления на почве ненависти» с исследованием отличий и совпадений между понятиями «преступ­ления на почве ненависти», «дискриминация» и «язык ненависти». Второй день почти весь состоял из групповых практических занятий. Каждый участник получил пакет раздаточных материалов, которые будут полезны в дальнейшей работе.

Высокий уровень тренеров — представителей ОБСЕ/БДИПЧ, консультантов, переводчиков синхронного перевода способствовал созданию доброжелательной атмосферы, несмотря на насыщенность программы и серьезность темы.


25 вересня в Харківському історичному музеї відбувся освітній захід, організований спільно з музеєм Голокосту, присвячений 74-й річниці трагедії Бабиного Яру і всіх безвинно винищених у роки Другої світової війни. В актовому залі студенти Української інженерно-педагогічної академії прослухали лекцію директора музею Голокосту Л.Ф. Воловик на тему «Трагедія Бабиного Яру. Правда історії» і продивилися фільм «Вони ніколи не стануть дорослими» про долю єврейських дітей у ті буремні часи.

Співробітники II-го експозиційного відділу Історичного музею висловлюють щиру подяку директору Харківського музею Голокосту Л.Ф Воловик за участь у даному тематичному заході та за надані змістовні відеоматеріали.

І. О. Роман


27 сентября Харьковский музей Холокоста в дни памяти трагедии Бабьего Яра провел в музее встречу с демонстрацией и обсуждением фильма «История семьи Вайс», США, 1 серия.


ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


28 октября исполняется 71 годовщина освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. Впервые эта дата в государственном календаре праздников появилась в 2009 году. В этот день принято отдавать дань памяти воинам, погибшим в боях за освобождение Украины, мирным жителям, пострадавшим от действий нацистских оккупантов. И, конечно, в этот день чествуют ветеранов Второй мировой войны, живущих сегодня в Украине.


Истории к дате

ВОТ ТАКАЯ ИСТОРИЯ

Не зря всю эпоху советской власти называют людоедской. Не помню, кто сказал, но еще в союзе я читал статью, в которой было сказано, что мы войну выиграли, завалив немцев горами трупов и залив их морем крови.

Каждый день приносит информацию об историческом прошлом России, и чем дальше, тем страшнее. Непонятно вообще, как выжили... Но стало понятно, что выжившие абсолютно потеряли право на какие–либо жизненные жалобы, а лишь обязаны наслаждаться жизнью независимо от ее содержания, которое, по большему счету, зависит от нас самих...

Навеяно фильмом «Битва за Севастополь», авторы которого смогли снять, с одной стороны, большой мейнстрим, как любят у нас, а с другой — не врать.

Итак. Битва за Севастополь закончилась поражением. Город оставили. Вместе с жителями и армией. Эвакуации не было.

(В ночь на 1 июля 1942 года поступило распоряжение Ставки об оставлении Севастополя и эвакуации войск. Но это было формальное решение: защитники Севастополя были брошены на произвол судьбы, а по сути, отданы в руки врага... Они мужественно держались еще несколько суток, пока не исчезли последние силы и надежда на эвакуацию. К вечеру 3 июля 1942 года организованная оборона прекратилась.... Немецкие войска взяли город 4 июля. — Прим. ред.).

А теперь несколько фактов: 30 июня стало понятно, что воевать нечем. Вице-адмирал Октябрьский передал командование генералу Петрову и вместе с энкавэдэшниками сел в самолет, улетел в Краснодар.

Генерал Петров с партактивом и драгоценностями из банка часом позже уплыл на подлодке в Новороссийск. За этот час он успел отдать указание о взрыве пещер Инкермана. Там находился огромный подземный госпиталь, где наших раненых лежало до 20 тысяч человек. Взрыв слышали все.

Взорвали хлебозавод, детсад, временное жилье обслуживающего персонала. Почти стотысячная группировка войск осталась на милость врагу. Причал, на котором люди ждали корабли, рухнул под тяжестью толпы. Корабли не пришли — начальники решили беречь флот. Всех попавших в плен потом объявили предателями.

Теперь про врага.

8 мая 1944 года Севастополь отбили. Немецкая армия для эвакуации задействовала весь немецко-румынский флот. Около 2000 различных судов растянулись цепочкой через всё Черное море. Это был «живой мост» из непрерывно идущих конвоев — порожние спешили в Севастополь, а гружённые до отказа в Констанцу. Люфтваффе не могли обеспечить прикрытие, советская авиация топила всех подряд. Но десантные баржи отходили от Херсонеса вплоть до рассвета 12 мая. В плен сдались 21 человек. Пока они находились в плену, в Германии их наградили Рыцарскими крестами.

Операция по спасению 17-й армии стоила рейху половины принимавших в ней участие судов, а по тоннажу это составило почти 80%. Германия почти лишилась флота на Чёрном море, но спасла 151500 солдат и офицеров.

Марк Бернштейн


ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННАЯ

21 августа 2015 года на Приморском бульваре в Севастополе на открытой эстраде, украшенной советской символикой и громадным портретом «величайшего гения всех времен и народов», встав, как по команде и аплодируя, слушатели подпевали (у некоторых были листочки с текстами) исполнителю песни «Верните Сталина».


ВЕРНИТЕ ИМ УЖЕ СТАЛИНА! ОНИ ЭТОГО ЗАСЛУЖИВАЮТ

В Севастополе под открытым небом пели песню «Верните Сталина» (исполнитель — Сергей Курочкин). На протяжении всего времени исполнения слушатели не прекращали аплодировать. Стоит отметить, что аудиторию составили, в основном, пожилые люди. Вот сейчас выскажу, освобожу свою душу от тягостных и мучительных воспоминаний (хотя бы частично).

Я хочу обратиться не к тому, кто пел, а к тем пожилым, кто так радостно аплодировал.

Вам где-то уже под 70, а некоторым — и за 70 лет. Я того же возраста.

У кого-то из вас в сталинское время были репрессированы отец, может быть, дед, старший брат. За ними приходили ночью, вы прощались, и, возможно, навсегда. Многие даже не знают, где лежат их родные. А я вам расскажу, что было с ними потом.

В 1952-ом году мы приехали на Дальний Север, в Заполярье. Моего отца (гидрометеоролога) направили начальником метеостанции в поселок Сивая маска (6 часов езды от Воркуты). Метео­станция находилась в отдалении, даже до поселка было 2,5 км. А вокруг — лагерные зоны. Вот одна из таких зон (мужская) была расположена от метеостанции близко, метров 200 примерно. Вокруг — забор.

Вот сюда, за этот забор и привозили ваших родных людей. Здесь они жили и умирали. Работа — по 10-12 часов в день, и все на морозе, все на пурге.

Нашу метеостанцию часто заносило снегом (одноэтажное здание, типа барака), и нам было не выйти. Отец звонил начальнику лагеря (Должикову), и тот давал людей на очистку дома. Уголовники под любым предлогом отказывались, и чистили дом, в основном, политические (58 статья и другие).

Мы часто с ними разговаривали. Они охотно рассказывали нам о своих семьях, детях с таким человеческим теплом и надеждой, показывали фотографии. Это ВАШИ фотографии они нам показывали. Даже находясь на краю Земли, они любили ВАС, эти несчастные жертвы сталинского режима. Вечно голодные, (я помню, как они набрасывались на борщ, который им варила мама), плохо одетые, они, тем не менее, не теряли человеческого облика, делали нам, детям, из дерева игрушки (купить было негде), а мы им за это передавали баночки с вареньем, грибами (воровали у мамы). Это была их жизнь.

А сейчас я расскажу, как они умирали. Смертность была большая (это помимо Кашкетинских расстрелов), по одному не хоронили… Зимой, бывало, и по 20-25 человек собирали (лежали на морозе под навесом). День похорон был событием. Кладбище для зеков было рядом, но лопаты не брали мерзлоту и применяли взрывчатку.

Мы дети, подбегали к забору и в щели все смотрели. В силу возраста (6-7 лет) мы многого не понимали, но на всю жизнь в памяти остался этот сатанинский ритуал. Перед вывозом из зоны каждому мертвому вбивался в висок огромный гвоздь. Даже было слышно в морозном воздухе, как трещит кость. Бил заключенный — молотобоец. Забивали гвоздь для того, чтобы под видом мертвого не сбежал живой. НАВЕРНЯКА делали. У меня до сих пор в ушах стук этого молотка.

Потом их везли на санях до ямы, мы бежали следом. Нас отгоняли охранники, но с детьми ведь ничего не сделаешь. Мы провожали их в последний путь, ваших отцов, старших братьев, запоминали сколько легло в могилу. Крестов не ставили — только палочку. И все...

На обратном пути охранники сажали нас на пустые сани и довозили домой, на метеостанцию.

Вспоминая это, я часто плачу. Для детской психики это было очень тяжело.

Как случилось, что сегодня вы, дети этих людей, горячо аплодируете под вопли «Верните Сталина!»?! Вы потеряли рассудок, совесть или у вас их никогда не было?! Вы — предатели памяти своих отцов. Кто вы — уроды или нелюди?! Вы достойны только презрения!

Я презираю вас.

Громова Лариса Семеновна

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР