2015
Ноябрь
№11 (197)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

НЕМНОГО СВЕТА ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАССЕЯТЬ БОЛЬШУЮ ТЬМУ

В 2015 году Ханука (Праздник свечей) отмечается 7-14 декабря.
По еврейскому календарю этот праздник начинается 25-го числа месяца кислев
и длится восемь дней.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ,
поздравляем вас, ваших родных и близких с праздником Хануки!
Пусть ханукальные свечи освещают ваши дома теплом и светом, вдохновляют на благие поступки.

С наступающим праздником!


ПОЗДРАВЛЯЕМ С 85-ЛЕТИЕМ!

Елену Исаевну Щербову, председателя Харьковской городской организации евреев — бывших узников гетто и концлагерей и христиан-спасителей. Сама бывшая узница харьковского гетто, Елена Исаевна возглавляет эту организацию со дня ее основания. Активная участница и организатор совместно с Харьковским музеем Холокоста и Областным комитетом «Дробицкий Яр» всех мероприятий, посвященных памяти жертв Холокоста. Ведет просветительную работу среди молодежи.

Член Совета Всеукраинской ассоциации евреев — бывших узников гетто и концлагерей.

Награждена орденом княгини Ольги III степени за активную деятельность, непоколебимую волю к жизни, проявленную в годы Второй мировой войны.



ПОЗДРАВЛЯЕМ С 75-ЛЕТИЕМ!

Леонида Яковлевича Шевченко, доктора технических наук, действительного члена Международной академии наук экологической безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), почетного профессора Кембриджского университета (Великобритания). Звание было присвоено в 2007 году, как выдающемуся ученому ХХI века. В этом же году Леонид Яковлевич был занесен в книгу великих ученых мира «Кто есть кто в науке и инженерии» за 2006-2007 гг., которая издается в США.

Докторскую диссертацию защитил в 1995 году в Физико-химическом институте защиты окружающей среды при Одесском госуниверситете им. И. И. Мечникова. Разрабатывал и внедрял на Ленинградской АЭС в пос. Сосновый Бор систему технологической очистки воды, за что в 2011 г. без защиты диссертации была присвоена (еще одна) ученая степень доктора технических наук России. За время научной деятельности получил 15 авторских свидетельств, опубликовал более 180 работ в журналах и сборниках конференций по охране окружающей среды, в т. ч., учебник для вузов.

Леонид Яковлевич — активный участник всех мероприятий, проводимых в Харьковском музее Холокоста (о трагической судьбе его семьи — в статье "СУДЬБЫ ЗОЛОЧЕВСКИХ ЕВРЕЕВ").


Поздравляем дорогих коллег и друзей с днем рождения!
Желаем здоровья и активного долголетия до 120-ти!
МАЗЛ ТОВ!


Харьковский музей Холокоста
Областной комитет «Дробицкий Яр»
Редакция газеты «Дайджест Е»


ПАМЯТЬ


Ушел из жизни кинорежиссер, сценарист и драматург Эльдар Александрович Рязанов. Совсем недавно ему исполнилось 88 лет (родился Эльдар Рязанов 18 ноября 1927 года в Самаре, в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Рязанова и Софьи Шустерман).


Господи, не охнуть, не вздохнуть...
Дни летят в метельной круговерти.
Жизнь-тропинка от рожденья к смерти,
Смутный, скрытный, одинокий путь...
Господи, не охнуть, не вздохнуть! ..



Виталий Портников

РЯЗАНОВ — ЭТО БЛАГОРОДСТВО. МИССИЯ ВЕЛИКОГО РЕЖИССЕРА

Фильмы Рязанова демонстрировали, что жить по-человечески можно и нужно, даже в СССР. Эту идею он противопоставлял казенщине и моральному бесчестью.

Из всего многолетнего знакомства с творчеством Эльдара Рязанова почему-то ярче всего запомнил всего лишь один эпизод. Я еще школьник, мы с родителями приезжаем на отдых в Юрмалу, оставляем вещи и первое, что делаем — еще до прогулки на море, еще до ужина, еще до отдыха после поездки — буквально бежим в соседний кинотеатр смотреть рязановский «Гараж». Запрещенный к показу в Украинской ССР, но, по непонятным причинам, разрешенный в советской Латвии. Фильм идет с латышскими субтитрами, в зале ни одного свободного места — еще удивительно, что мы так сразу попали — местных жителей, судя по всему, не так уж много, время дневное — зато уйма отдыхающих, таких же обделенных «Гаражом» у себя дома. Зал смотрит в экран как зачарованный, то и дело взрываясь смехом и аплодисментами. Но над всем этим немой вопрос — как это разрешили, пусть даже и здесь? И точное понимание, почему запретили в твоей собственной республике. Потому что это правда.

Когда спустя десятилетия я рассказал об этом эпизоде Эльдару Александровичу, он лишь грустно улыбнулся — у него была такая понимающая, чуть растерянная улыбка для подобных случаев — и сказал, что жизнь всегда сложнее и интереснее, чем кажется. Рассказывать мне, как он боролся за «Гараж», Рязанов не стал — он не стремился выглядеть героем в глазах окружающих, напротив — ему было важно восприниматься человеком, проживающим жизнь легко и интересно, среди замечательных людей, прекрасных стихов и удивительных мелодий. Рязанов не просто хотел жить по-человечески — он хотел продемонстрировать, что так жить можно и нужно, даже в Советском Союзе. Поэтому о том, как он боролся, можно было узнать из книг, в крайнем случае — из больших откровенных интервью последних десятилетий, но никогда — из неформального общения. В неформальном общении лучше было поговорить о чем-то нормальном, живом, неказенном. Потому что вот эта идея — жизни по-человечески — она ведь была основной в творчестве Эльдара Рязанова. Эту идею нормальной жизни и нравственной чистоты он успешно противопоставлял советской казенщине и моральному бесчестию — и практически всегда выигрывал, хотя, казалось, был обречен на поражение. Если посмотреть на его фильмографию, то мы увидим, что каждый его удачный фильм — это не просто комедия или мелодрама, а маленькая революция. До «Карнавальной ночи» не было принято просто радоваться — без пафоса, без патриотических песен и лекций о руководящей роли партии — так, что когда лектор общества «Знание» в блестящем исполнении Сергея Филиппова выходил на сцену со своим «есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — какая разница?» — все мы точно понимали, о чем именно идет речь. До «Иронии судьбы» обычная любовная история тоже не воспринималась, как нечто само собой разумеющееся, а тут оказалось, что право на внезапные чувства имеют люди из соседнего подъезда, при этом они — врач и учительница. Врач и учительница, не сталевар и доярка, заметьте — сейчас уже и не объяснить, какая эта была диверсия против той «реальности», которая выстраивалась советским кинематографом.

Таких примеров можно привести множество, но самое важное — все эти примеры опрокидывали модель советского жизненного успеха. В фильмах Рязанова негодяй и идиот был негодяем и идиотом — даже если он добивался карьерного роста, званий и должностей. А порядочный человек был порядочным человеком — даже если он ничего такого не мог добиться в сложившихся обстоятельствах. В «Служебном романе» Калугина превращалась в человека из «мымры» не только благодаря роману с Новосельцевым, но и с помощью своей секретарши Лидочки — подумать только, какая-то там секретарша командовала ответственным работником, наверняка членом райкома, а то и горкома. Это нам смешно, это Рязанову было смешно, а репертуарной комиссии Мосфильма было не смешно, уверяю вас. Недавно кто-то написал, что эти фильмы нужно перестать смотреть, потому что очень уж они «советские». Да, антисоветскими их не назовешь. Но если представить себе каждый из рязановских культовых фильмов — ну кроме разве «Гаража» — снятым где-нибудь во Франции или Италии — что изменилось бы? «Ирония судьбы» — это обычный французский фильм о милых людях, которые запутались в собственных чувствах и отношениях. «Берегись автомобиля» — обычный итальянский фильм о честном маргинале, который борется с негодяями собственными средствами, презирая лживый закон и коррумпированные правоохранительные органы. «Служебный роман» мог бы случиться в любом американском офисе, только без райкома. И эта идея — жить, как ни в чем не бывало, не замечая системы и показывая, что эта система слабее жизни — главная идея рязановского творчества советских времен. То, что сделало его не просто комедиографом, но нравственным ориентиром людей, стремившихся оставаться нормальными и порядочными. Стремившихся не быть Самохваловыми — даже если таких посылают за границу.

Именно поэтому советский и постсоветский Рязанов — это два разных режиссера. На всем постсоветском творчестве Рязанова — печать растерянности, понимания того, что старый мир разрушается, а в новом его идеалы все равно не торжествуют, что он — в одиночестве. Я смотрел «Небеса обетованные», теперь уже почти позабытую картину мэтра, в московском Белом доме на специальном сеансе для его защитников. Хорошо помню реакцию собравшихся — фильм снимался еще до августовского путча, он был о равнодушии общества к «маленьким» заблудившимся людям, и зрителям казалось, что они стояли на баррикадах именно для того, чтобы ничего подобного не было. А фильм оказался пророческим — потому что теперь будет только так, сочувствие и порядочность будут отступать перед вседозволенностью и цинизмом, а «маленькому» человеку в России останется разве что аплодировать телевизору. Рязанов снял еще несколько таких фильмов — да, это все еще был он, но уже в глубоком мучительном кризисе, схожем с кризисом, переживаемым всем постсоветским обществом. Он оставался верен своим нравственным идеалам, но в условиях их сознательного отвержения эта верность становилась все более нарочитой, а интерес к новым фильмам Рязанова — все более антикварным. В результате его последний фильм — «Андерсен. Жизнь без любви» — это уже почти автобиография, жизнь признанного, но потерявшегося во времени и непонятого современниками гения. Конечно, зрителям новой эпохи эта автобиографичность была совершенно неочевидна — они видели перед собой народного артиста СССР, лауреата всевозможных премий, лучшего комедиографа страны, любимца фортуны и искренне не понимали, как можно еще чего-то хотеть, о чем-то переживать.

А он не был счастлив. И не скрывал этого. Не был счастлив, потому что не был понят по-настоящему. В свой последний фильм об Андерсене он включил вставную легендарную новеллу о короле Дании, который в момент насилия над своими еврейскими подданными нашивает желтую звезду и выезжает на прогулку по Копенгагену. И все в России, помню, недоумевали: а зачем это, а почему это, совсем дед из ума выжил, какое это отношение имеет к Андерсену?

А такое. И к Андерсену, и к Рязанову. Потому что есть нечто, неподвластное времени — назад ли его отматывай, вперед ли. Потому что Рязанов — это не доб­рая рождественская улыбка, не едкая насмешка над неуклюжим злом и даже не смех сквозь слезы.

Рязанов — это благородство.



Лариса Воловик

СУДЬБЫ ЗОЛОЧЕВСКИХ ЕВРЕЕВ

Золочев – поселок городского типа в Харьковской области. Основан 338 лет назад. По переписи населения 1939 года в Золочеве проживали 53 еврея. Сколько евреев осталось в оккупации неизвестно. Все мужчины ушли на фронт. Уже в июне-июле 1941 года в Красную Армию было призвано до 5 тысяч жителей района, к концу октября 41-го — 9170, до конца войны — более 10 тысяч. Не вернулись с фронта 4856 золочевцев. Среди них — политрук Абрам Ойфа, ст. воентехник 1-го ранга Соломон Речицкий, лейтенанты Рувим Кизимирский и Самуил Погорельский, мл. лейтенант Яков Отруп, сержант Сергей Миллерс, мл. сержант Филипп Авербах, рядовые Давид Друй, Ефим Туфельд, Петр Фридман, Наум Финкель и другие.

Немцы заняли Золочев 20 октября 1941 года. По рассказам очевидцев через месяц-полтора они объявили, чтобы евреи явились на регистрацию. Всех зарегистрировали и… отпустили, предупредив, чтобы никуда не отлучались, т. к. их будут отправлять на другое место жительства. Но их никуда не увезли — согнали в квартиру по Молочному переулку (теперь это Липинский переулок), где жила семья Поляк с двумя маленькими девочками, отец которых был на фронте.

Трагедия золочевских евреев известна из материалов Госархива Харьковской области достаточно подробно. В течение более 2-х месяцев им не разрешали выходить из квартиры, приобретать пищу или топливо, никого не допускали. Кроме того, бандиты и их сообщники вызывали к себе по ночам женщин Поляк и Цирюльник, насиловали и издевались над ними. 22 января 1942 года в морозный вечер полицаи в присутствии двух немцев вывели 9 женщин, 3-х малолетних детей и одного мужчину и расстреляли в балке «ковшик». Так погибли: Поляк Буся с детьми Асей 6-ти лет, годичной Таней и мамой Йемец Леей, 1889 г.; семья эвакуированных из Черкасс Туровских — Бела, Натан и его мать Рахиль; Цирюльник Циля 15-ти лет, из Бессарабии; Бродская Вера, акушерка золочевской райбольницы; Зельман Неся, учительница ж/д школы, с мамой; Селиванова (Михнович) Сарра, маляр при коммунальном отделе, с сыном Геной, 3-х лет. Их сдал немцам свекр.

Позже, работая с документами архива СБУ по Харьковской области, в делах предателей, мы узнали о судьбе еще одной семьи.

Но сначала то, что рассказал нам Леонид Яковлевич Шевченко, которого только недавно мы поздравили с 75-летием. Родился Леонид 29 октября 1940 года в г. Норовля Гомельской области, в семье украинца Якова Матвеевича Шевченко и еврейки Софьи Мойсеевны Штумер.

В январе 1941 года семья переехала в пос. Золочев Харьковской области, где жила мама отца. Якова Шевченко, когда началась война, призвали в действующую армию в июне 1941 г., где он был помощником командира бронепоезда в Особом ж/д батальоне 8 дивизиона войск НКВД Западного фронта. Когда немцы заняли Золочев, он был в это время с семьей. Как сложилась жизнь этой семьи, Леонид Шевченко знает по рассказам отца. Эти рассказы полностью подтверждаются показаниями предателя Даниила Олейнича. Олейнич в 1936 г. был сослан в Сибирь. Когда пришли немцы, он сразу появился в Золочеве и узнал, что в его хате живет комсомолец Яков Шевченко, написал заявление бургомистру Ильченко, что пострадал от советской власти и чтобы ему вернули хату. Олейничу дали двух жандармов, он привел их к Шевченко, которого забрали и привезли в комендатуру. На очной ставке с Я. Шевченко Олейник во время допроса доложил, что жена Шевченко — еврейка. Дом Олейнику отдали. Якова Шевченко немцы увезли на машине, и никто его больше не видел. Соню Штумер вместе с годовалым сыном через несколько дней арестовали и убили во дворе полиции. По рассказам, она успела снять золотые серьги, отдала их кому-то из стоящих жителей поселка, попросив, чтобы сына взяли и спрятали. Маленького Леню тайком отнесли и передали бабушке Марии Николаевне Шевченко (1885 г. р.). Бабушка, до освобождения Золочева в сентябре 1943 года, прятала внука от немецких солдат и полицаев в подвале дома. Соседи знали об этом, но никто не выдал. Как бы ни хотелось тогда немцам, чтобы местные жители писали доносы, это не происходило повально. О Лене Шевченко многие знали, но молчали.

Яков Михайлович, отец Леонида, в 1941 году был отправлен в Германию в концлагерь Заксенхаузен, откуда был освобожден в мае 1945 г. После освобождения из лагеря с мая по ноябрь 1945 г. проходил спецпроверку в 222 и 28 стрелковых полках 123 стрелковой дивизии ЮЖУроВО. 22 ноября 1945 года в звании лейтенанта был уволен в запас. Приехал в Золочев за сыном, а в декабре 1946 года умерла бабушка.

О судьбе других евреев Золочева удалось узнать из протоколов допроса секретаря Управы Федора Бугая, который сам составлял списки на коммунистов и евреев. Он подтвердил, что всего в то время немецкими карательными органами было расстреляно евреев — 32 человека вместе с детьми за железнодорожным полотном ст. Золочев в балке «ковшик». Позже был найден Акт комиссии от 25 февраля 1944 года, где приводился список из 39 фамилий (не полностью). В списке есть семья Шустер из 3-х человек и Купиолер — 7 чел., из них 5 детей.

В Золочеве, в дни празднования 325-летия со дня основания, был открыт комплекс с 5-ю мемориальными досками, установленными в память о разных событиях, случившихся с жителями Золочева. На одной из них надпись «В пам’ять розстрілянних в 1941-1942 рр. нацистами та їх посібниками мешканців Золочіва — дітей, жінок, старих — тільки за те, що вони були євреями. Встановлено Харківским областним комітетом «Дробицький Яр». 2002 рік».

Этот комплекс установлен в 2002 году. А ведь первое решение о памятнике было принято еще 12 октября 1943 года, что записано в акте комиссии по расследованию злодеяний немецких оккупантов в Золочевском районе: «Просить РИК на месте расстрела 13 советских граждан воздвигнуть памятник. Огородить его место оградой». Сделано это не было. Почти через 60 лет после этого решения стоит памятник. Может быть, мы начали что-то понимать и ценить жизнь, понимать, что неважно, какой ты национальности, какая у тебя группа крови, а важно, каков ты человек. Ты не обязан любить своего соведа, человека с другим цветом кожи, но ты обязан уважать его право на жизнь точно так же, как и на свою. Ты можешь не разделять его взглядов, но ты должен уважать его право иметь свой взгляд, точно так же, как и он должен уважать твое право.

И когда, наконец, мы твердо усвоим это, нам не придется ставить мемориальные доски в пвмять о жертвах террора, геноцида, как мы продолжаем это делать и сейчас. Мы будем приходить к памятникам в местах трагедий, чтобы их не повторять. А памятники будем ставить в честь знаменитых людей, прославивших наш город, или прекрасных событий.

Я надеюсь на это.


ХАРЬКОВСКИЕ ХРОНИКИ

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЕВРЕЙСКИХ ЗНАНИЙ

15 ноября в Харьковском музее Холокоста прошел Всемирный День Еврейских Знаний. Музей уже в 6-й раз участвует в этой глобальной акции, проводя её в рамках своих образовательных программ — с выставкой литературы, демонстрацией видеолекций рава Адина Штейнзальца, лекцией-беседой. Тема Дня в этом году — «Любовь: Преданность, Желание и Обман». Кульминацией оказался бейт мидраш, организованный руководителем программы Юланой Вальшонок. Построив занятие на текстах Вавилонского Талмуда, она сумела вовлечь в заинтересованное обсуждение всех участников.

Фотографировал Григорий Ганзбург


СТРЕМЛЕНИЕ ПОРОЖДАЕТ РЕЗУЛЬТАТ

Фонд «Профессиональное развитие Харькова» — это общественная организация, главная цель которой, содействовать в предупреждении безработицы и в преодолении барьеров в трудоустройстве среди различных возрастных и социальных групп населения.

На прогулку

Уже 3 года сотрудники Фонда «Перспектива» подбирают вакансии, соответствующие навыкам, а также специализации участников и пожеланиям работодателей. В результате чего, 64% выпускников, включая вынужденно перемещенных лиц, были успешно трудоустроены.

Именно благодаря опыту и высокой квалификации сотрудников Фонда, работодатели напрямую дают запросы нашим специалистам.

В августе Харьковский областной благотворительный Фонд «Хесед Шааре Тиква» выиграл грант «Быстрое реагирование на социальные и экономические проблемы внутренних перемещенных лиц в Украиие», который осуществляется при содействии ПРООН и правительства Японии. Хесед «Шааре Тиква» обратился с просьбой подобрать 60 человек на должности патронажных работников для ухода за пожилыми людьми. Новые рабочие места были созданы специально для переселенцев по инициативе World Jewish Relief при поддержке United Nations Development Programme.

Повседневные заботы

60 выпускников проекта по трудоустройству временно перемещенных лиц нашли такую работу, которая приносит им не только материальный достаток, но и возможность поделиться своей душевной теплотой с другими людьми.

Сотрудники и клиенты ХОБФ «Хесед Шааре-Тиква» отмечают, что все предложенные кандидатуры отвечают морально-этическим требованиям к работникам социальной сферы и качественно выполняют свои обязанности.

«Я благодарю проект, я очень долго искала работу, мне нигде не могли помочь. Огромное удовольствие работать с моими клиентами, это умные люди, с чрезвычайно интересными историями, и жизненным опытом. Начав работу в патронаже, я передаю часть своей души тем, кто нуждается. Наверное, все-таки доброта спасет мир», — говорит Римма, патронажный работник, она переехала из Донецкой области.


ВСТРЕЧА В МУЗЕЕ

Расхождение во взглядах на современные события
в УкраинеЛарисе Воловик удалось «разрядить» фразой:
«мнение редакции может не совпадать с мнением автора»
и предложила перейти к чтению стихов

Поклонницы творчества Романа Левина
и через 30 лет так же любят его

Встреча с поэтом Романом Левиным собрала в Харьковском музее Холокоста почитателей его поэзии и прозы. Роману Александ­ровичу исполнилось 85 лет, он живет в Германии, но приезжает периодически в родной Харьков и всегда с новыми книгами. В этот раз он презентовал свой трехтомник и еще две книги (стихи и проза) — «Все мои жизни» и «Неожиданное продолжение». Новые стихи Романа Левина более философские. Это размышления зрелого человека о жизни своей и жизни страны. Правда, перебравшись в Германию, к семье, он не совсем чувствует страну, которую покинул, не замечает перемен, особенно в ситуации Украина-Россия.

Организатор встречи Лариса Воловик, напомнила участникам о Романе Левине как о «мальчике из Бреста», о котором еще по советскому телевидению рассказал впервые писатель Сергей Смирнов.

Отец Романа ушел на фронт. Семья эвакуироваться не успела — в город пришли немцы, и мама, сестра, бабушка и 10-летний Ромка оказались в гетто. Всех (200 человек) расстреляли, а ему чудом удалось бежать. Благодаря польской женщине Флории Будишевской он остался жить. Позже, став писателем, он напишет о ней книгу «У Вас доброе сердце, мадам».



ХАРЬКОВСКИЙ МУЗЕЙ ХОЛОКОСТА БЛАГОДАРИТ ЗА ФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ

Ваад Украины, (сопрезидент Иосиф Зисельс, Киев),

Американский распределительный комитет «Джойнт» в Харькове, (директор Мики Кацыф);

Благотворительный фонд «Дар», (председатель правления Валентина Подгорная, Киев);

Леонида Шевченко, Харьков;

Хацкеля Якубовича, Харьков;

ХОБФ «Хесед Шааре Тиква», директор Борис Мурашковский, Харьков).

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР