2016
сентябрь
№9 (207)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ЛЮДИ. СУДЬБЫ

Американский профессор Хесси Тафт, фотография которой в шестимесячном возрасте использовалась нацистами для пропаганды как образ идеального арийского ребенка, оказалась еврейкой. В 2014 году 80-летняя женщина подарила мемориалу Холокоста «Яд-Вашем» в Израиле экземпляр журнала «Солнце в доме», выпускавшегося в нацистской Германии, с ее младенческой фотографией на обложке.

«Сегодня я могу лишь смеяться над этим. Но если бы 80 лет назад нацисты узнали, кто я такая, сейчас меня, возможно, не было бы в живых», — сказала Тафт в интервью газете Bild.

Родители Тафт, Яков и Полина Левинсон, оба талантливые певцы, эмигрировали в Германию из Латвии в 1928 году, чтобы сделать карьеру в классической музыке, и поселились в Берлине. После прихода нацистов к власти отец Хесси потерял работу в опере, потому что был евреем, и ему пришлось стать коммивояжером, ходящим со своим товаром по домам.

В 1935-м, когда девочке было всего полгода, а в Германии во всю шли антиеврейские погромы, Полина Левинсон отвела дочь к известному берлинскому фотографу Гансу Баллину, который и сделал тот самый снимок. Через несколько месяцев Левинсон пришла в ужас, обнаружив фотографию Хесси на обложке нацистского журнала.

Потрясенная женщина старалась не появляться на улице с ребенком, боясь, что прохожие узнают девочку и поймут, что «идеальный арийский ребенок» на самом деле родился в еврейской семье.

«Мама пошла к фотографу, чтобы спросить, зачем он послал фото на конкурс без ее согласия, — вспоминает Хесси Тафт. — Тот ответил, что сделал это специально: зная, что мы евреи, он решил доказать, что нацистская расовая теория не стоит и выеденного яйца, поскольку сами вожди Третьего рейха не смогут отличить еврейского ребенка от арийского».

Шутка фотографа удалась — фотографию выбрал для журнала сам Йозеф Геббельс, министр пропаганды нацистской Германии.

Фотография имела такой успех, что попала не только на обложку журнала, но и на открытки, которые разошлись по всему Третьему рейху. Нацисты так и не установили личность девочки, но в 1938 году арестовали ее отца. С помощью друга, члена НСДАП, ему удалось освободиться. Семья покинула Германию и переехала сначала в Латвию, затем во Францию, оттуда, после захвата страны нацистами, на Кубу, а в 1949-м перебралась в США, пишет The Daily Telegraph.

Сейчас Хесси Тафт 80 лет. Она — профессор химии в Нью-Йорке.

«Теперь я чувствую себя отомщенной», — заявила Тафт, передавая нацистский журнал со своей фотографией в «Яд-Вашем».



Лев Израилевич


Утром 11 сентября 2001 года террористы-смертники захватили в США четыре пассажирских авиалайнера. Два из них врезались в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Это было 15 лет назад.

В этот день американской трагедии траурные церемонии проходят и в Израиле.

ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА

В Нью-Йорке погибло много евреев. В том числе и израильтян. И среди них Даниэль Левин. Правда, он погиб в тот день не в Нью-Йорке, а в самолете «Боинг-767», который выполнял рейс Бостон — Лос-Анджелес. Его тоже захватили террористы Бен Ладана.

Дани родился в Денвере. Когда ему было 14 лет, семья репатриировала в Израиль. Здесь он окончил среднюю школу. Потом служил в армии, в элитном подразделении «Саерет Маткаль» (спецназ Генштаба).

Именно там Дани получил великолепную подготовку, благодаря которой чуть было не смог предотвратить ужасную трагедию, произошедшую 11 сентября. Но об этом позже. Демобилизовавшись, поступил в один из лучших в мире университетов — хайфский Технион, готовящий высококлассных специалистов технических специальностей. Блестяще его закончил.

Дани Левин пал первой жертвой той ужасной трагедии. Он оказался единственным человеком, который решился безоружным вступить в схватку с вооружёнными японскими ножами террористами. И почти их одолел. Итак, всё по-порядку.

Даниэлю было всего 30 лет. Но к этому времени он уже добился в жизни потрясающих успехов. Защитил докторскую диссертацию. Основал компанию по разработке новейших инновационных алгоритмов для оптимизации интернет-трафика. Стал её президентом.

Очень быстро его компания заняла ведущее место на рынке потребителей продукции этой отрасли кибернетики. И среди них такие «киты», как Microsoft, Apple и Google. В то утро Дани в бизнес-классе летел в служебную командировку в Лос-Анджелес. Этот самолёт первым врежется в башни Всемирного торгового центра.

Однако Дани Левин в этот момент уже был мертв. Посмертно его удостоили многих премий за прорыв в области хай-тека. Его даже включили в рейтинг из десяти лучших изобретателей планеты, совершивших самые крупные открытия в этой сфере кибернетики.

Тем не менее, о самом главном, что успел совершить этот незаурядный, невероятного мужества человек, по неизвестной мне причине СМИ США умолчали. Собственно, они молчат до сих пор.

Когда мусульманские фанатики объявили о захвате самолета, бывший боец израильского спецназа сидел во втором ряду от пилотской кабины. Невооруженный президент фирмы мгновенно вступил в бой с четырьмя террористами. Он закрыл собой проход между креслами. А затем, стоя спиной к кабине пилотов, стал методично сбивать с ног, налетавших на него террористов с ножами.

Информацию о происходящем в салоне бизнес-класса «Боинг-767» передали пассажиры, которым в этот момент удалось связаться по мобильным телефонам со своими близкими и знакомыми. И еще один печальный факт стал известен из этих же сообщений.

На борту самолёта находился 81 пассажир и 11 членов экипажа. И, к огромному сожалению, никто из них не осмелился помочь Дани Левину. Он сражался — один. А вот о том, как погиб герой, существует несколько версий.

По официальной, которую сообщили СМИ США, на Левина, вроде бы, смог напасть сзади саудовский террорист Сатам аль-Суками и перерезал ему горло. У израильских военных экспертов эта версия сразу же вызвала большие сомнения.

Они считают, что на спецназовца такого уровня подготовки, прослужившего три года в «Саерет Маткаль», не так-то просто наброситься со спины и перерезать ему горло. Даже если бывший боец был невооружен. Тем более, если спиной он был прижат к дверям пилотской кабины. К тому же в узком проходе между кресел у бандитов вряд ли имелась возможность одновременно напасть на Левина.

Очень солидное издание «Уорлднет Дейли» раздобыло и опубликовало копию заявления FAA (Федерального управления авиационного контроля), в которой говорилось, что пассажир, занимавший кресло 9В, был застрелен. А именно в этом кресле 9В сидел Дани Левин до начала инцидента.

Но копия заявления позже оказалась черновым вариантом. В официальном заявлении Федерального управления авиационного контроля слово «застрелен» исчезло. В нём уже сообщалась другая версия о перерезанном горле. Установить стопроцентную правду теперь практически невозможно, так как после трагедии не осталось ни свидетелей, ни даже их останков. Зато можно попытаться понять, почему даже спустя более десяти лет о Дани Левине в Америке предпочли не вспоминать. Разве только как о гениальном компьютерщике.

Эксперты и журналисты указывают три причины. Первая. 11 сентября 2001 года в США произошло столько событий и появилось столько героев (среди пожарных, полицейских, машинистов метро), что всех назвать просто не смогли.

Причина вторая. Из-за того, что Дани Левин оказался израильтянином, живущим в США, да еще бывшим спецназовцем Генштаба, все произошедшее изначально превращалось, или, по крайней мере, приобретало оттенок векового арабо-израильского противостояния. Официальные власти преподносили эти жуткие события как американскую национальную трагедию.

Наконец, причина третья. С моей точки зрения, основная. Если начать вспоминать о Дани Левине, то общественность наверняка потребует от властей произвести детальное выяснение обстоятельств его гибели. Вот именно этот вариант для политического истеблишмента явно нежелателен.

Многие эксперты, не только израильские, утверждают, что Левин, скорее всего был застрелен. В таком случае придется признать, что террористы пронесли на борт самолета не только японские ножи для вскрытия картонных ящиков, но и огнестрельное оружие. И тогда у Федерального управления авиационного контроля сразу же возникает огромная проблема. Как же её конт­ролёры позволили пройти на посадку пассажирам с огнестрельным оружием? Из этого вопроса самым естественным образом вытекает следующая, уже финансовая проблема. Очень крупная.

Случись такое, сразу же появится очень убедительный повод для многомиллионных исков не только семей всех погибших, но и семей всех погибших в той башне, в которую самолет врезался. Так что, как предполагают профессионалы, в этой ситуации о Даниэле Левине лучше молчать.

У Даниэля Левина 11 сентября 2001 года была ещё одна заслуга перед международным сообществом. Дело в том, что благодаря именно его изобретению в информационном хаосе, сумятице и беспорядке той трагедии перегруженный новостями Интернет выстоял и не обвалился.

К огромному сожалению, Дани Левину не удалось остановить исламистских фанатиков.

А вот им, наоборот, удалось совершить беспрецедентный в истории США теракт, который потряс весь мир.

Тем не менее, Левин оказался единственным в самолете человеком, вступившим в неравный бой с бандитами. Он был израильтянином, моим соотечественником. Но его поступок, последний бой израильского спецназовца, достоин того, чтобы им гордился не только Израиль, но и США и весь цивилизованный мир.


ЕВРЕИ: ИЗРАИЛЬ — ЕВРОПА


Джонатан Сакс

МУТИРУЮЩИЙ ВИРУС:
ПОНИМАНИЕ АНТИСЕМИТИЗМА


Программная речь в Европейском парламенте 27 сентября 2016 года


Сегодня я говорил от имени убитых… От имени их всех я говорю вам: вы знаете, где оканчивается дорога. Не идите по ней вновь. Вы — лидеры Европы. Ее будущее находится в ваших руках. Если вы ничего не предпримите, евреи уйдут, европейская свобода умрет, и на имени Европы будет моральное пятно, которое не смоет вечность.


Ненависть, которая начинается с евреев, никогда не заканчивается с евреями. Я хочу, чтобы мы поняли это сегодня. Не только евреи страдали под Гитлером. Не только евреи страдали при Сталине. Не только евреи страдают от ИГИЛ, Аль-Каиды или от исламского джихада. Мы совершаем громадную ошибку, если думаем, что антисемитизм представляет угрозу только для евреев. Это угроза, в первую очередь, Европе и свободам, на утверждение которых ушли столетия.

Антисемитизм — это не о евреях. Это об антисемитах. Это о тех, кто не может взять на себя ответственность за свои собственные неудачи и обвиняет в них других. Исторически, если вы были христианином во время крестовых походов или немцем после Первой мировой войны и увидели, что мир не повернулся в желательном вам направлении, вы винили евреев. Это именно то, что происходит сегодня. И невозможно преувеличить опасность этого. Не только для евреев, но и для всех, кто ценит свободу, милосердие и человечность.

Проявления антисемитизма в культуре является первым симптомом ее заболевания, ранним признаком социальной катастрофы. Если Европа позволит процветать антисемитизму, это будет началом конца Европы. И сегодня, в своем кратком выступлении я хочу просто проанализировать феномен, полный неопределенности и двусмысленности. Нам нужна точность и ясное понимание того, чем является антисемитизм, почему он возникает, и как антисемиты убеждают себя в том, что они не антисемиты.

Прежде всего, позвольте мне определить антисемитизм. Нелюбовь к евреям это не антисемитизм. Нам всем кто-то не нравится. Ничего в этом нет страшного. Мы — люди. Это само по себе не опасно. Во-вторых, критика Израиля это не антисемитизм. Я недавно разговаривал с группой школьников, и они спросили меня: является ли критика Израиля антисемитизмом? Я сказал нет и объяснил разницу. Я спросил их: верите ли вы, что у вас есть право критиковать британское правительство? Они все подняли руки. Тогда я спросил, кто из вас считает, что Британия не имеет права на существование? Никто не поднял руки. Теперь вы знаете разницу, сказал я, и они поняли меня.

Антисемитизм означает отрицание права евреев существовать коллективно, как особый народ с теми же правами, как и остальные народы. Антисемитизм принимает различные формы в разные эпохи. В средние века евреев ненавидели из-за их религии. В девятнадцатом и начале двадцатого века их ненавидели из-за их расы. Сегодня евреев ненавидят из-за их национального государства, государства Израиль. Антисемитизм принимает различные формы, но он остается одним и тем же: мнением, что евреи не имеют права на существование как свободный народ, равный всем другим.

Если есть одна вещь, которую я и мои современники не ожидали, то это — возвращение антисемитизма в Европу при живой памяти о Холокосте. Причина, почему мы не ожидали этого, заключалась в том, что Европа предприняла самые большие во всей истории человечества коллективные усилия, чтобы предупредить новое заражение вирусом антисемитизма своего политического тела. Это было великолепное усилие антирасистского законодательства, распространения знания о Холокосте и межконфессионального диалога. Тем не менее, антисемитизм вернулся, несмотря на все эти усилия.

27 января 2000 года представители 46 правительств со всего мира собрались в Стокгольме, чтобы под­писать коллективную декларацию о сохранении памяти о Холокосте и продолжении борьбы против антисемитизма, расизма и предрассудков. Потом случилось 9/11, и в течение всего нескольких дней Интернет был наводнен теориями заговора, утверждающими, что это была работа Израиля и его секретной службы Моссад. В апреле 2002 года, на Пасху, я был во Флоренции с еврейской парой из Парижа, когда они получили телефонный звонок от своего сына, сказавшего: «Мама, папа, пришло время покинуть Францию. Жить здесь стало небезопасно для нас».

В мае 2007 года на закрытом заседании здесь, в Брюсселе, я сказал трем лидерам Европы того времени: Ангеле Меркель, президенту Европейского совета, Жозе Мануэлю Баррозу, президенту Европейской комиссии, и Ханс-Герту Поттерингу, президенту Европейского парламента, что евреи Европы начинали спрашивать, есть ли будущее у евреев в Европе.

Прошло больше девяти лет. С тех пор все стало хуже. Уже в 2013 году, прежде чем случились худшие теракты, Агентство Европейского Союза по основным правам обнаружило, что почти треть евреев Европы рассматривают вопрос об эмиграции из-за антисемитизма. Во Франции этот показатель составил 46 процентов, в Венгрии 48 процентов.

Позвольте мне спросить вас следующее. Будь вы еврей, христианин или мусульманин, оставались бы вы в стране, где вам необходима вооруженная полицейская охрана, когда вы молитесь? Где ваши дети нуждаются в вооруженной охране в школе? Где, если вы носите знак вашей веры в общественных местах, вы рискуете услышать оскорбления или подвергнуться нападению? Где на занятиях в университете ваших детей оскорбляют и запугивают из-за того, что происходит в какой-то другой части мира? Где, когда они выражают свое собственное мнение о происходящих событиях, их заглушают воем и пытаются лишить слова?

Это происходит с евреями по всей Европе. В каждой отдельно взятой стране Европы, без исключения, евреи боятся за свое и своих детей будущее. Если это будет продолжаться, евреи будут продолжать покидать Европу, пока, за исключением, возможно, больных стариков, Европа, наконец, станет Judenrein — свободной от евреев.

Как это произошло? Это произошло тем же путем, каким вирусы всегда поражают иммунную систему человека, а именно, путем мутаций. Новый антисемитизм отличается от старого антисемитизма тремя способами. Я уже упоминал один. Раньше евреев ненавидели из-за их религии. Потом их ненавидели из-за их расы. Теперь их ненавидят из-за их национального государства. Второе отличие заключается в том, что эпицентром старого антисемитизма была Европа. Сегодня это Ближний Восток, и это передается по всему миру с помощью новых электронных средств массовой информации.

Третий способ особенно тревожный. Позвольте мне объяснить. Ненавидеть легко, но трудно оправдывать ненависть публично. На протяжении всей истории, когда люди стремились оправдать антисемитизм, они делали это путем обращения к самому высокому принципу той или иной культуры. В средние века это была религия. И тогда был религиозный антииудаизм. В Европе после Просвещения это была наука. И тогда развился двойной фундамент нацистской идеологии: социальный дарвинизм и так называемое научное исследование расы. Сегодня самым высоким принципом общественной жизни являются права человека. Именно поэтому Израиль — единственная полностью функционирующая демократия на Ближнем Востоке со свободной прессой и независимой судебной системой — регулярно обвиняется в пяти смертных грехах против прав человека: расизме, апартеиде, преступлениях против человечности, этнической чистке и попытке геноцида.

Новый антисемитизм мутирует так, что любой практикующий антисемит может отрицать, что он или она является антисемитом. В конце концов, они скажут: «Я не расист. У меня нет проблем с евреями или иудаизмом. У меня есть только проблемы с государством Израиль». Но в мире 56 мусульманских стран, 103 христианских, и есть только одно еврейское государство, Израиль, который занимает одну четверть одного процента территории Ближнего Востока. Израиль является единственным из 193 государств-членов Организации Объединенных Наций, чье право на существование регулярно оспаривается в дополнение к тому, что Израиль вынужден противостоять Ирану и многим другим группам, провозгласившим своей целью уничтожение еврейского государства.

Антисемитизм означает отрицание права евреев на существование в качестве евреев с теми же правами, как и все остальные народы. Сегодня он принял форму антисионизма. Конечно, есть разница между сионизмом и иудаизмом, а также между евреями и израильтянами, но эта разница не существует для новых антисемитов. Именно евреи, а не израильтяне были убиты в результате террористических актов в Тулузе, Париже, Брюсселе и Копенгагене. Антисионизм — это антисемитизм нашего времени.

В средние века евреи обвинялись в отравлении колодцев, распространении чумы и убийстве христианских детей, чтобы использовать их кровь. В нацистской Германии они обвинялись в контроле над капиталистической Америкой и над коммунистической Россией. Сегодня их обвиняют в руководстве как ИГИЛом, так и Америкой. Все старые мифы использованы вновь: от кровавого навета до протоколов сионских мудрецов. Карикатуры, наполняющие Ближний Восток, являются клонами тех, что публиковались в Der Sturmer, бульварном еженедельнике, одном из главных средств нацистской пропаганды в период между 1923 и 1945 годами.

Абсолютное оружие нового антисемитизма поражает своей простотой. Оно используется незамысловато. Холокост никогда не должен повториться; но израильтяне — новые нацисты; палестинцы — это новые евреи; все евреи — сионисты. Поэтому, настоящими антисемитами нашего времени являются никто иной, как сами евреи… И это не маргинальные взгляды. Они широко распространены в мусульманском мире, в том числе в их европейских общинах, и они медленно заражают крайне левые круги, крайне правые, академические круги, союзы, и даже некоторые церкви. Вылечив себя от вируса антисемитизма, Европа вновь заражена носителями этого вируса из других частей мира, никогда не прошедшие через самокритику, которой Европа подвергла себя после раскрытия фактов Холокоста.

Как оказывается возможным верить во все такие нелепости? Это обширная и сложная тема. Я написал об этом книгу, но самое простое объяснение заключается в следующем. Когда плохие вещи случаются с группой людей, ее члены могут задать себе один из двух вопросов: «Что мы сделали не так?» Или: «Кто сделал это с нами?» Вся судьба группы будет зависеть от того, какой вопрос она выбирает.

Если она спрашивает: «Что мы сделали не так?», тогда начинается самокритика, которая является необходимым условием существования свободного общества. Если она спрашивает: «Кто сделал это с нами?», она определяет себя в качестве жертвы и начинает искать козла отпущения, чтобы обвинить другого во всех своих проблемах. Традиционно таковым были евреи.

Антисемитизм является одной из форм когнитивного диссонанса, возникающий тогда, когда люди чувствуют, что их мир выходит из-под контроля. Такой диссонанс возник в средние века, когда христиане увидели, как ислам победил в местах, которые они рассматривали как свои собственные, особенно в Иерусалиме. Он проявился в 1096 году на пути крестоносцев в Святую Землю, когда они отклонялись от своей дороги, чтобы истребить еврейские общины в Северной Европе. Он проявился на Ближнем Востоке в 1920-е годы с распадом Османской империи. Антисемитизм усилился в Европе в 1870-х годах в период экономического спада и возрождающегося национализма. И он вновь появляется в Европе в настоящее время по тем же причинам: рецессия, национализм и обратная реакция против иммигрантов и других меньшинств. Антисемитизм происходит, когда политика надежды уступает политике страха, быстро превращающейся в политику ненависти.

Так происходит редукция сложных проблем к одной простой: деление мира на черное и белое, видение всей вины на одной стороне и всей жертвенности на другой. Выделяется одна группа среди сотен обидчиков как главный преступник. Аргумент всегда один и тот же: мы невиновны, виновны они. Отсюда следует, что если мы хотим быть свободными, они — евреи или государство Израиль — должны быть уничтожены. Так начинаются великие преступления. Евреев ненавидели потому, что они отличались. Они были наиболее заметным нехристианским меньшинством в христианской Европе. Сегодня они являются наиболее заметным немусульманским присутствием в исламском Ближнем Востоке. Антисемитизм всегда был результатом неспособности общества признать ценность различий. Но неспособная на это группа людей не сможет когда-либо создать свободное общество.

Я закончу там, где начал. Ненависть, которая начинается с евреев, никогда не останавливается на евреях. Антисемитизм это только во вторую очередь о евреях. В первую очередь он обнаруживает неспособность той или иной группы людей принять ответственность за свои собственные неудачи и строить свое будущее собственными силами. Ни одно общество, способствовавшее антисемитизму, не смогло поддерживать свободу, права человека, свободу вероисповедания. Каждое общество, движимое ненавистью, вначале стремится уничтожить своих врагов, но заканчивает уничтожением себя.

Сегодня Европа фундаментально не антисемитская. Но она позволила антисемитизму проникнуть в свою жизнь через новые электронные средства информации. Она не смогла понять, чем новый антисемитизм отличается от старого. Сегодня мы еще не вернулись в 1930-е годы. Но мы подходим уже близко к 1879 году, когда Вильгельм Марр основал Лигу антисемитов в Германии; к 1886 году, когда Эдуард Дрюмон опубликовал La France Juive («Еврейская Франция»); к 1897 году, когда Карл Люгер стал мэром Вены. Это были ключевые моменты в распространении антисемитизма, и все, что мы должны сделать сегодня, это помнить, что сказанное тогда о евреях, сегодня говорится о еврейском государстве.

История евреев в Европе не всегда была счастливой. Европейское отношение к евреям добавило особо значимые слова в человеческий лексикон: принудительный диспут, насильственное обращение, инквизиция, изгнание, аутодафе, гетто, погром и Холокост — слова, написанные еврейскими слезами и еврейской кровью. Тем не менее, несмотря на все это, евреи любили Европу, и из них вышел ряд величайших ученых, писателей, музыкантов, творцов современной культуры.

Если Европа позволит втащить себя вновь на дорогу антисемитизма, придет время, когда она станет воспоминанием о прошлом: «Сначала они пришли за евреями. Затем за христианами. Затем за гомосексуалистами. Затем за атеистами. И ничего не осталось от души Европы, кроме далекой, угасающей памяти».

Сегодня я попытался дать голос тем, у кого нет голоса. Я говорил от имени убитых рома, синто, гомосексуалистов, диссидентов, умственно и физически немощных и от имени полутора миллионов еврейских детей, убитых из-за религии своих бабушек и дедушек. От имени их всех я говорю вам: вы знаете, где оканчивается дорога. Не идите по ней вновь. Вы лидеры Европы. Ее будущее находится в ваших руках. Если вы ничего не предпримите, евреи уйдут, европейская свобода умрет, и на имени Европы будет моральное пятно, которое не смоет вечность.

Остановите антисемитизм сейчас, пока еще есть время.

Перевод Бориса Дынина


Лорд Джонатан Сакс (родился 8 марта 1948 г.) — Главный раввин ортодоксальных синагог Британского содружества наций (Chief Rabbi of the United Hebrew Congregations of the Commonwealth), 1991-2013 годы. В настоящее время: Дж. Сакс является раввином Western Marble Arch Synagogue, London (с 2004 г.), профессором иудаики Нью-Йоркского и Иешива университетов в Нью-Йорке (с 2013 г.), профессором Еврейского колледжа Лондонского университета, лектор-профессором Королевского колледжа в Лондоне.

Дж. Сакс — автор более 20 книг по вопросам религии и проблемам современного мира. Книга The Dignity of Difference (переведенная на русский язык: «Достоинство различия») получила Премию Гравемайера (Grawemeyer Award for Religion).

Действующий премьер-министр Англии Д. Камерон сказал на торжественной церемонии в честь Дж. Сакса по случаю его ухода с поста Главного Раввина: «Влияние рабби Сакса на нашу страну распространялось далеко за пределами еврейской общины. В прошедшие два десятилетия он был лидером не только для еврейского народа, но и для всех нас». Бывший архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс назвал рабби Сакса «национальным достоянием».


К 75-ЛЕТИЮ ТРАГЕДИИ БАБЬЕГО ЯРА

МЫ ПОМНИМ…

У Стены Скорби. Елена Великанова (слева) и Леонид Леонидов (справа) с участниками церемонии памяти

В этом году, к 73-й годовщине освобождения Харькова от нацистских оккупантов, Администрация Индустриального района Харьковского горсовета организовала церемонию памяти на Мемориале жертвам Холокоста на месте бывшего еврейского гетто периода оккупации Харькова 1941-1943гг.

Учащиеся музыкальной школы №8 подготовили композицию о преследовании и уничтожении евреев нацистами, о расстрелянных детях Дробицкого Яра: стихи, звуки флейты, минута молчания. Зам. председателя Администрации района Елена Великанова, председатель ХОК «Дробицкий Яр»

Леонид Леонидов, ветераны района, учащиеся школ № 71 и 104, принимавшие участие в церемонии, возложили цветы к Стене Скорби.


ПРАВЕДНИЦА УКРАИНЫ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ШЕВЧЕНКО

Диплом Праведницы вручила спасенному Леониду Шевченко
член Координационного совета Лариса Воловик

18 сентября в Харьковском музее Холокоста состоялась встреча бывших узников гетто и их спасителей, ряды которых пополнились еще одним именем.

Всеукраинский еврейский совет, по представлению музея, присвоил посмертно звание «Праведник Украины» жительнице пос. Золочев Харьковской области Марии Николаевне Шевченко, которая в годы оккупации поселка гитлеровскими войсками прятала Леонида Шевченко, сына еврейки Сони Моисеевны Штумер (по мужу Шевченко). Соню Штумер расстреляли во дворе полиции Золочева.

Упоминание о расстреле Сони было найдено нами в Архиве УСБУ Харьковской области в деле по обвинению предателя Олейнича Д.В.

Мария Николаевна Шевченко прятала 11-месячного Леню до самого освобождения Золочева в 1943 году. Умерла Мария Шевченко еще в 1946 году, успев передать спасенного мальчика отцу, вернувшемуся из немецкого концлагеря Заксенхаузен.

О трагедии золочевских евреев, судьбе спасенного мальчика, его достижениях во взрослой жизни наша газета писала в №11(197), 2015 г.

По поручению президента Всеукраинского еврейского совета Александра Сусленского Диплом Праведницы вручила спасенному Леониду Шевченко член Координационного совета Лариса Воловик.

Доктор технических наук, действительный член МАНЭБ (Международной академии наук экологической безопасности жизнедеятельности) Леонид Яковлевич в этом году избран председателем харьковской организации евреев — бывших узников гетто и концлагерей и христиан-спасителей. Еще один подарок судьбы (и упорного труда) преподнесла ему спасенная жизнь – Диплом Кембриджского университета (Великобритания), как «самому влиятельному ученому 2016 года».

О своей спасительнице без слез говорить не может и помнит о ней всегда.


МУЗЕЙНИЙ СЕМІНАР ДО ВШАНУВАННЯ 75-Х РОКОВИН ТРАГЕДІЇ В БАБИНОМУ ЯРУ

22 вересня в Київі відбувся міждисциплінарний музейний семінар, присвячений вшануванню 75-х роковин трагедії Бабиного Яру.

Захід організовано Київським офісом Інституту Кеннана у співпраці з Національним музеєм історії України та Меморіальним музеєм Голокосту у Вашингтоні за підтримки Відділу преси, освіти та культури Посольства США в Україні.

Семінар відкрила Катерина Смаглій, директор Київського офісу Інституту Кеннана.

Під час семінару виступили: директор проектів міжнародної архівної програми наукового центру Меморіального музею памяті жертв Голокосту у Вашингтоні (США) Вадим Алцкан, який працює в музеї з 1993 року та керує його програмами співпраці з Державними архівами двадцяти двох країн світу, та історик-архівіст Людмила Гордон, музеєзнавець з багатолітнім досвідом створення музейних експозицій у США, Канаді та Росії.

Лекція Вадима Алцкана «Втрачена сторінка: історія єврейських громад як частина загальнонаціональної спадщини України» була присвячена «поверненню» історії українських євреїв до загальнонаціональної історії країни, що не лише збагатить та розширить культурний та історичний діапазон самої України, а стане важливою додатковою основою її регенерації до сучасного європейського культурно-історичного простору.

Вадим Алцкан розповів про співпрацю Американського Меморіального музею Голокосту з багатьма країнами світу — інформація про долю єврейського населення збирається в країнах Європи та Азії. Він відповідає за розвиток цифрових архивів музею, який вже володіє дуже великою колекцією документів та експонатів. Одна з основних місій музею – зберегти історичні памятки та матеріали з історії Голокосту та надати доступ до них дослідникам та широкій громадськості.

У своїй доповіді він зупинився на історії українсько-єврейських взаємин, починаючи з давнини, і ці взаємини були дуже різними — і світлими, і темними. Важливо говорити як про позитивні сторінки з історії спільного існування українців і євреїв, так і про ті негативні сторінки, інформація про які тривалий час замовчувалася або перекручувалася…

Підводячи підсумки, Вадим Алцкан наголосив на важливості вивчення маловідомих сторінок співіснування українців і євреїв. У тому випадку, якщо ці питання не будуть досліджуватися, є ризик, що цим може скористатися третя сторона, яка буде в типово радянському стилі поширювати різні небилиці про «взаємну ненависть між українцями і євреями».

Після лекції Вадим Алцкан відповів на запитання присутніх.

Лекція музеєзнавця Людмили Гордон «Музейний простір: «Ласкаво просимо» чи «Стороннім вход заборонено?» була присвячена особливостям побудови експозицій у сучасних музеях: сучасні підходи до розробки інтерактивних експозицій та включення до них мультимедійних програм задля трансформації освітньої функції музеїв з дидактичної — в ігрову.

Людмила Гордон працює з найбільшою у світі музейно-дизайнерською компанією Ralph Appelbaum Associates у Нью-Йорку, спільно з якою розробила експозиції інтерпретативних музеїв — Єврейського музею та Центру толерантності у Москві, Музею прав людини у місті Вінніпег (Канада) та Президентського Центру Бориса Єльцина в Єкатеринбурзі (Росія).

Ії доповідь викликала значний інтерес музейників, особ­ливо про побудову експозицій в інституті Яд-Вашем (Ізраїль) та Американському меморіальному музеї Голокосту (США).

Учасник семінару Лариса Воловик

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР