2017
май
№5 (215)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

НОЧЬ МУЗЕЕВ В ХАРЬКОВЕ

20 мая Харьков принял участие в международной акции «Ночь музеев».

Идея праздника возникла еще в 1970-х годах и называлась «Весной музеев», когда музеи Европы открывали двери для бесплатного посещения. В 2005 году французы предложили сделать музейно-выставочную акцию «Ночь музеев» международной. Эта идея в том же году была утверждена Советом Европы. Акция поддерживается Международным Советом музеев (ICOM) и проводится под патронажем Совета Европы.

Харьков официально участвует в акции с 2010 года. Тогда в ней приняли участие четыре музея и четыре галереи Харькова. В 2017 году – 31! Тема этого года – «Музеи и противоречивая история».

Интересны программы участников акции, но, к сожалению, посетить мероприятия не удалось, так как Харьковский музей Холокоста в этом году принял активное участие в Ночи музеев. Музей со своими выставками и программами был открыт с 20:00 до часу ночи. Для нас самих стало неожиданным такой «наплыв» посетителей – около двухсот человек, в основном, молодые люди, с которыми было очень интересно общаться. Жаль, что мы не успевали фотографировать

1. Состоялось открытие выставки «Елі Візель з Сигіта в Нью-Йорк через Францію та Ізраїль», посвященной лауреату Нобелевской премии мира (1986 г.), американскому писателю, прошедшему ад концлагерей Аушвиц и Бухенвальд, где были уничтожены его мать, младшая сестра и погиб отец. В апреле 1945 года чудом выжившего 16- летнего Эли освободили войска Третьей армии США.

17 стендов, повествующих о жизненном пути Эли Визеля от Сигета, где он родился в 1928 году, до Нью-Йорка, где умер 2 июля 2016 года, предоставил музею Израильский культурный центр в Харькове.

Выставка продолжит свою работу в музее в течение месяца.



2. Показан документальный исторический фильм «Неоднозначные» Robinson TV, 2011 г. Руководитель проекта и ведущий Игорь Поддубный, автор сценария Эдуард Зуб.

3. Представлена последняя работа украинского театрального художника Леонида Россохи, презентованная недавно нашему музею – с историей её создания и последними днями жизни художника.

4. Интерес вызвали несколько историй:

– о судьбе профессора химии Хесси Тафт, фотография которой, когда ей было полгода, была помещена на обложке нацистского журнала с подписью «идеальный арийский ребенок» (на самом деле она родилась в еврейской семье). Ирония еще в том, что фото для журнала выбрал сам Й. Геббельс, министр пропаганды нацистской Германии;

– о маршале Маннергейме и финских властях, которые решительно противостояли попыткам нацистов «решения еврейского вопроса», о «финской деревне Яд-а-Шмона» (Памяти восьми), построенной финнами в окрестностях Иерусалима, и др.

5. И, конечно, все посетители захотели послушать экскурсии, которые проводились каждый час, в самом музее Холокоста, задать вопросы.


ЛЮДИ. СУДЬБЫ

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ХАРЬКОВА

23 апреля Почетный гражданин города Харькова Яков Соломонович Шифрин отметил свой 97-й день рождения. Известный учёный в области радиофизики и прикладной электродинамики. Заслуженный деятель науки и техники Украины. Лауреат трех престижных премий: им. А.С. Попова АН СССР (1983 г.), Европейской микроволновой ассоциации (ЕМА) «За выдающуюся профессиональную деятельность» (2014 г.) и Пионерской премии международного общества радио-инженеров (IEEE) по обществу аэрокосмических и электронных систем (AESS) США (2015 г.) за фундаментальный вклад в радио-физику и статическую теорию антенн. Академик АН Украины. Президент Украинской национальной ассоциации «Антенны». Пожизненный действительный член (Life Fellow) IEEE. Этот список званий и наград можно продолжать до бесконечности. Но назову еще парочку – Почетный доктор Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, в настоящее время главный научный сотрудник Харьковского национального университета радиоэлектроники, доктор технических наук, профессор, полковник-инженер, участник ВОВ, награжден 5 орденами и 20 медалями.

Желающих лично поздравить Якова Соломоновича оказалось так много, что своё 97-летие он отмечал три дня. Коллеги, сотрудники, студенты и аспиранты, друзья сменяли друг друга (после нескольких часов застолья, а главное, бесед на интересующие каждого темы). Уходящие и приходящие часто сталкивались в дверях лифта.

Яков Соломонович Шифрин – профессионал высокого класса и интереснейший собеседник. Круг его интересов широк. На своей «малой родине» (родился он в городке Мстиславле, райцентре Могилевской области Белоруссии) благодаря его настойчивости и помощи к 70-летию мстиславского Холокоста 15 сентября 2011 года был открыт памятник (с достойной надписью).

Мы знакомы пять лет, очень сдружились. Яков Соломонович оказал и продолжает оказывать нашему музею большую помощь.

Как раз к своему дню рождения он получил из типографии том 16 из серии «Современная ЖЗЛ Харьковщины», где глава 4 посвящена Якову Соломоновичу. Прекрасное издание с цветными фотографиями. Очень признательна Якову Соломоновичу за подаренную книгу (тем более, что неожиданно в ней есть добрые слова о нашем музее и даже моя фотография).

А незадолго до этого вышло в свет второе издание его книги «На склоне лет» (первое издание книги было в 2013 г.). С 2013 по 2016 в жизни автора произошло много важных событий, что и побудило Якова Соломоновича переиздать книгу.

Три автобиографические книги Я.С. Шифрина «Как мы жили» (2004), «На склоне лет» (2013 и 2017) подарены автором — с ними можно ознакомиться в Харьковском музее Холокоста.



Александр Непомнящий

ЦУКЕРБЕРГ ПРОТИВ СКОТЛЕНД-ЯРДА

– Я хочу быть киноактрисой, — простодушно призналась девушка, опуская бокал на стол, — я хочу сниматься в фильме про лётчиков, наших новозеландских военных лётчиков, которые воевали с японцами.

Цукерберг взглянул в большие, чуть с поволокой глаза своей очаровательной собеседницы и понял, что решение мучившей его последние дни проблемы найдено.


Эммануэль Цукерберг родился в австро-венгерском Станиславове, известном ныне как Ивано-Франковск, в обеспеченной еврейской семье, владевшей нефтяными скважинами и нефтеперерабатывающим заводом. По его собственным словам, случай, изменивший всю его дальнейшую жизнь, произошёл в 1925 году, когда ему было14 лет. Как-то раз неподалёку от дома приземлился военный биплан (лёгкий самолёт с двумя парами крыльев, расположенными одна над другой) — по тем временам чудо передовой техники. Эммануэль тотчас помчался фотографировать диковину. У лётчиков, как видно, было хорошее настроение, и заметив восторг подростка, они пригласили его сделать с ними круг. С этого момента жизнь Эммануэля Цукерберга навсегда оказалась связанной с небом.

Четыре года спустя, следуя совету прозорливого сионистского лидера Владимира Жаботинского, Цукерберг отправился изучать аэронавтику в Париж. Одновременно он закончил лётные курсы и вскоре стал пилотом в частной французской авиакомпании. Его наставником, а затем и напарником был не кто иной, как автор «Ночного полёта» и «Маленького принца» обаятельный интеллектуал и опытный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери. В 1934 году Цукерберг приехал в Палестину, чтобы создавать еврейский воздушный флот. Именно он стал первым профессиональным лётным инструктором еврейских подпольных организаций самообороны. Под его руководством формировались кадры будущих ВВС Израиля.


* * *

Летом 1948 года провозглашённое лишь месяц назад еврейское государство отчаянно боролось за существование с армиями пяти арабских стран. Единственное, чем в избытке обладало еврейское войско на тот момент, была, пожалуй, бешеная воля к победе, заряженная пьянящим осознанием важности происходящего. Во всём остальном израильтяне безнадёжно уступали своим противникам, что сильнее всего ощущалось в воздухе. Вся военная авиация новорождённой страны насчитывала лишь с дюжину лёгких одномоторных самолётов. И исправить это предстояло агентам еврейского государства в Европе, которые должны были любыми путями обойти объявленное ООН эмбарго на продажу оружия в воюющий регион. Одним из таких агентов на время стал и Эммануэль Цукерберг. В совершенстве владея несколькими европейскими языками, он был обаятелен, обладал изящными манерами и мог легко выдать себя за богатого европейского плейбоя. Главное же, он сам был лётчиком и благодаря прежней работе во Франции имел связи в профессиональной среде. Сменив по традиции того времени немецкую фамилию Цукерберг на ивритскую Цур («кремень» на иврите), Эммануэль отправился в Англию.

Вскоре через криминальные лондонские круги он начал приобретать лёгкие двухмоторные самолёты. В Израиль он их перегонял самостоятельно, пользуясь лишь компасом и картой. Этот трюк ему удалось совершить восемь раз, прежде чем «партнёры» сообщили, что Скотленд-Ярд уже идёт по его следу. И тут Цур услышал об отставном генерале британских королевских ВВС, живущем на юге Англии. Тот, возможно, из сентиментальных соображений купил после войны дюжину бомбардировщиков «Бристоль Бофайтер», списанных армией на лом, а теперь не знал, куда их деть. Тяжёлые, с почти 18-метровым размахом крыльев, оснащённые четырьмя 20-миллиметровыми пушками и способные действовать даже ночью, «Бофайтеры» считались одними из самых продвинутых и вооружённых военных самолётов своего времени. Недаром, испытав на себе их разящую мощь во время Второй мировой войны, японцы прозвали их «полирующей смертью».

Разумеется, прежде чем совершать покупку, Цур был обязан осмотреть машины, удостоверившись, что они ещё способны летать. Вот только появиться в Англии легально он уже не мог. Недолго думая, он снял во Франции маленький самолёт и, зарегистрировав поездку между двумя французскими городами, перелетел в Англию, пройдя на минимальной высоте под радаром. Самолёты, конечно, были в ужасном состоянии, но генерал так обрадовался покупателю, что был готов включить в цену, и без того невысокую, ремонт машин в своих авиаремонтных мастерских. Торг завершился покупкой шести наиболее целых «Бофайтеров», которых генерал обязался привести в пригодное состояние за 2-3 недели. Работа закипела, а Цур вернулся в Париж, ломая голову, как же ему вывезти из Британии большие военные самолёты.


* * *

В кафе на Елисейских полях Цур встретил молодую девушку из Новой Зеландии, влюблённую в одного из пилотов, с которыми он сотрудничал. Её мечты о карьере киноактрисы и съёмке фильма о новозеландских лётчиках, воевавших с японцами над Тихим океаном как раз на «Бофайтерах», внезапно ему помогли. И работа закипела. Вскоре на свет появилась продюсерская компания Air Pilot Film Company, сообщившая о намерении снять художественный фильм о новозеландских пилотах и их героической борьбе с японцами. Честно сказать, название будущей ленты не отличалось оригинальностью — «Лётчики Новой Зеландии в действии». Зато для съёмок были куплены сотни метров качественной плёнки, наняты лучшие в Лондоне операторы и осветители, набраны четыре десятка статистов. Фактический автор идеи — девушка из Новой Зеландии, воплотила свою мечту, став возлюбленной главного героя — одного из лётчиков, отправляющихся на войну.

Кастинг для пилотов, которым предстояло участвовать в съёмках, вёл сам Цур. Впрочем, отбирал он не столько по артистическим способностям, сколько исходя из соображений того, сумеет ли он убедить лётчика взяться за весьма необычную и совсем нелегальную работу. В мастерских генерала удалось в итоге собрать лишь пять самолётов, поэтому и пилотов было отобрано тоже пятеро. Сценарий был передан властям для получения разрешений на взлёты и посадки бомбардировщиков на аэродроме к югу от Лондона.

В последних числах июля 1948 года съёмки начались. Каждый день из Лондона на аэродром, преображённый в новозеландскую военную базу возле города Темс, выезжали автобусы со съёмочной группой.

Операторы включали камеры, осветители заливали светом софитов взлётное поле, режиссёр нервничал и давал указания, статисты, точнее статистки, махали лётчикам белыми платочками, пилоты посылали им воздушные поцелуи и бежали к самолётам, бомбардировщики взмывали вверх и садились. На третий день произошла трагедия. Один из пилотов не справился с управлением старого самолёта, врезался в гору и погиб. Все были уверены, что съёмки будут прекращены. Но Цур собрал группу и сказал, что героические новозеландские лётчики заслужили быть увековеченными в памяти людей, и потому работа над фильмом будет продолжена. На следующий день были отсняты последние дубли сцены прощания с пилотами, отправляющимися на войну, и теперь уже только четыре бомбардировщика взмыли ввысь. Руководство компании расплатилось со статистами и лондонским составом. По плану дальнейшие съёмки проходили в Шотландии, природа которой, по мнению продюсера, напоминала новозеландские виды. Туда и повели пилоты свои бомбардировщики. Цур немного задержался, упросив диспетчеров сообщить о последнем взлёте с задержкой на три часа. Свою странную просьбу он подкрепил весомым финансовым аргументом. Четыре часа спустя бомбардировщики сели — правда, совсем не в Шотландии, а на Корсике, в Аяччо. Местные диспетчеры тоже были щедро вознаграждены за то, что рапортовали властям о неожиданном визите лишь тогда, когда самолёты были уже на пути в югославский Подгорец. Через два дня после торжественного вылета из пригородов Лондона четвёрка «Бофайтеров» приземлилась в Израиле, став передовой ударной силой еврейских ВВС. А Эммануэль Цур уже четыре дня спустя вновь полетел в Англию за новыми приобретениями. Он успел переправить в страну ещё шесть самолётов, прежде чем в первых числах сентября пронырливые журналисты сумели распутать оставленные им следы и обрушили на Британию сенсационную новость о том, как под видом съёмок фильма израильтяне в обход эмбарго вывезли из Англии четыре тяжёлых бомбардировщика.

Скотленд-Ярд был взбешён и всерьёз взялся за поиски Цура, которому на этот раз уже не оставалось ничего другого, кроме как свернуть свои операции и вернуться в Израиль, где Бен-Гурион назначил его первым директором израильского международного аэропорта в Лоде. Эммануэль Цур (Цукерберг) скончался на 80-м году жизни в 1991 году в окружении родных и близких. А в Скотленд-Ярде, возможно, до сих пор хранятся сотни метров киноплёнки, отснятой за четыре летних дня в окрестностях Лондона. Впрочем, вряд ли этот фильм интереснее своей реальной истории создания.


ХАРЬКОВСКИЕ ХРОНИКИ


24 апреля состоялась церемония памяти в Дробицком яру, организованная Израильским культурным центром. Ровно в 10:00, так же как и в Израиле, над Дробицким яром раздался звук траурной сирены. Этот звук, один из тех, что заставляют замирать сердце, наполняя его скорбью. Израиль в это время замирает, отдавая долг памяти шести миллионам убитых и замученных людей. В этот день вспоминают тех, кто погиб в концентрационных лагерях; кто был убит в сотнях известных и неизвестных мест, разбросанных по всей Европе; вспоминают Праведников мира — тех, кто рискнул встать на защиту угнетенных, пусть даже под страхом собственной смерти, спасал людей. В этот день чтут память нашедших в себе силы к сопротивлению, как физическому, так и духовному.

Как сказала во время своего выступления в ходе церемонии второй секретарь посольства Государства Израиль в Украине Алиса Лидерман, «сегодня, в этот самый момент, в городах Израиля и по всему миру проходят церемонии памяти. Жизнь замедляет ход, и все мы объединяемся, чтобы почтить память шести миллионов евреев, уничтоженных во время Холокоста. Тех, чья жизнь была прервана в один миг лишь по одной причине — они принадлежали еврейскому народу».

Заместитель начальника отдела внешнеэкономической деятельности и развития предпринимательства Харьковской областной государственной администрации Николай Владимирович Грановский, присутствовавший на церемонии, в ходе выступления подчеркнул, что сохранение памяти о страшной трагедии — одна из главных обязанностей живущих.

Главный раввин Харькова и Харьковской области Моше Москович отметил, что сегодняшний день, когда существует Государство Израиль, когда люди могут свободно изучать еврейскую историю и традиции, свидетельствует о победе нашего народа.

Поминальную молитву прочел председатель харьковской общины Александр Кагановский.



4 мая у Стены Скорби, установленной на территории бывшего еврейского гетто состоялась церемония, посвященная Дню Катастрофы, Скорби и Примирения.

В этот день Индустриальный район Харькова организовал церемонии возложения цветов на местах, связанных с событиями Второй мировой войны. По традиции первая церемония в районе начинается у Стены Скорби, где было гетто, в которое оккупанты согнали все еврейское население Харькова, часть которого погибла в бараках, остальные были расстреляны в Дробицком Яру.

Открыла церемонию зам. председателя Администрации Индустриального района Елена Великанова. Звучит флейта, девочки детской музыкальной школы № 11 читают стихи о трагических днях в оккупированном Харькове.

Проникновенные слова звучат в выступлениях председателя Харьковского областного комитета «Дробицкий Яр» Леонида Леонидова, и председателя Харьковской городской организации евреев — бывших узников гетто и концлагерей Леонида Шевченко.

Много детей — это учащиеся общеобразовательных школ № 71 и № 104. Совсем немного бывших узников гетто и ветеранов Второй мировой войны Индустриального района — с каждым годом их становится все меньше и меньше. Возложены цветы, участники фотографируются на память…


ИСТОРИИ


23 апреля в музее отметили День памяти жертв Холокоста (Йом ха-Шоа) и героев сопротивления — этот национальный день траура в Израиле и за его пределами, установлен Кнесетом в 1951 году в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны. Эта дата была предложена первым премьер-министром Израиля Давидом Бен-Гурионом в память о начале восстания против гитлеровцев в Варшавском гетто, которое стало символом еврейского сопротивления.

19 апреля 1943 года (27 нисана по еврейскому календарю) немецкие части, применяя артиллерию и бронемашины, начали планомерное разрушение гетто и уничтожение его жителей. В течение пяти недель защитники гетто оказывали героическое сопротивление превосходящим силам врага. 16 мая 1943 года ликвидация Варшавского гетто закончилась.

День Катастрофы и героизма, Йом а-Шоа, отмечается 27-го числа месяца нисана (если это пятница или суббота, то передвигается на 26 нисана, а если воскресенье — на 28 нисана). Президент совета Харьковского музея Холокоста Лариса Воловик рассказала, как проходит церемония в Израиле и напомнила, что завтра в 10:00 часов утра по всему Израилю прозвучит траурная сирена. На две минуты прекратится всякая деятельность, замрет вся страна, отдавая дань памяти погибшим. При этом не важно, где ты находишься — идешь по улице, едешь в автобусе, поезде или машине, находишься на работе или дома. Все останавливаются, выходят из машин и стоят во время звучания сирены. Во многих домах зажигают поминальные свечи. В церемонии памяти в Харьковском музее Холокоста шесть свидетелей тех трагических событий, которые выжили в годы Катастрофы — Нина Лактионова, Татьяна Хоруженко, Лев Хаймович. Леонид Островский, Рита Каменецкая, Людмила Толмачева зажгли шесть свечей в память о шести миллионах погибших. Прозвучала поминальная молитва.

Церемония в этот раз имела продолжение. Харьковскому музею Холокоста была передана в дар картина украинского театрального художника Леонида Россохи, которая посвящена памяти жертв Катастрофы. Это последняя работа художника, написанная им в Германии. Передал картину в музей архитектор Александр Россоха, который рассказал об истории создания картины и судьбе её автора.


ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ЛЕОНИДА РОССОХИ И ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Леонид Россоха украинский театральный художник, родился в 1942 году, умер в 2010-м.

Сегодня мы представляем последнюю работу, которая перед вами.

К этому времени Леонид Россоха с женой жили в Баден-Бадене в Германии.

Немного об истории картины и ее создании.

В конце февраля 2010 года Леонид с женой Полиной были на фламарте (барахолке). Разбежались в разные стороны — каждый по своим интересам, договорились встретиться через час.

Леониду нужен был холст для картины, и он купил у одного пожилого немца старый мешок, на котором обнаружил буквы H Vbfl, под ними год 1939 и орла со свастикой. Обрадовался и, встретив жену, с гордостью продемонстрировал ей покупку. Но Полина на свастику отреагировала очень резко, упрашивала выбросить мешок. И не удивительно — родственники Полины погибли в Холокосте. Но Леонид, конечно, уперся, у него, похоже, уже возникла идея картины. Единственно, чего добилась Полина — категорически запретила стирать мешок в доме. Отстирал он его на улице, и 4 марта начал грунтовать холст и писать. Работал далеко за полночь — писал на одном дыхании.

На следующий день проснулся поздно, в прекрасном настроении. После завтрака Полина ушла по делам, а через несколько часов и Леонид вышел на источник за водой. Возвращаясь с полными баклажками воды, перед самым домом он неожиданно рухнул на землю. И хотя «скорая» приехала через несколько минут, уже ничем помочь не смогла. Леонида не стало.

На мольберте осталась его последняя картина…

Рассказал эту историю архитектор Александр Россоха, племянник Леонида, который увидел картину на 40-й день после смерти художника. Она стояла на подрамнике, в том же положении, как её оставил автор. Жена не притронулась к ней — не до того было…

Александр приехал в Баден-Баден еще раз — в годовщину смерти Леонида Россохи и занялся фотографированием его наследия, которое оставалось у Полины. «Я уже не увидел его последней работы, — рассказывает Александр. — Оказывается, Полина, на которую картина действовала почти мистически, в сердцах срезала ножом эту работу, свернула в рулон и хотела сжечь в ближайшем лесу. Слава Богу, до этого не дошло. Этот холст я привез в Харьков, восстановил и теперь передал в Харьковский музей Холокоста, где считаю картине, посвященной памяти шести миллионов жертв Холокоста, самое место».

Нам удалось установить, что перевозили в нацистской Германии в таких мешках. Это продовольственные мешки Вермахта. Орел со свастикой и буквы H Vpfl (Heeres Verpflegung — Совет армии).

Такие мешки использовались на протяжении всей войны для перевозки сухих товаров, как картофель, фасоль, хлеб, мука и прочее.

Лариса Воловик

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР