2017
август
№8 (218)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

Александр Шульман

ЕВРЕЙСКИЕ ЧАСТИ. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Во время Второй мировой войны в рядах армий всех стран антигитлеровской коалиции сражалось более 1 млн 700 тысяч евреев. Наиболее крупный еврейский контингент был в армиях США (600 тысяч евреев-военнослужащих), СССР (более 500 тысяч), Великобритании и Польши (по 150 тысяч).

Еврейские части из Эрец-Исраэль на Кипре, 1942 год

Во время Второй мировой войны в рядах армий всех стран антигитлеровской коалиции сражалось более 1 млн 700 тысяч евреев. Наиболее крупный еврейский контингент был в армиях США (600 тысяч евреев-военнослужащих), СССР (более 500 тысяч), Великобритании и Польши (по 150 тысяч).

Лидер «Свободной Франции» генерал Шарль Де Голль так оценил участие своих еврейских соратников в войне против нацизма: «Синагога дала Франции больше солдат, чем церковь».

Евреи-военнослужащие воевали в армиях стран, гражданами которых они являлись, и их национальная принадлежность никак не подчеркивалась.

Хаим Вейцман

Только в будущем государстве Израиль, в еврейской общине Палестины, находившейся тогда под правлением Великобритании, Всемирной сионистской организацией были сформированы национальные еврейские воинские части, сражавшиеся против нацистов под своим национальным символом — бело-голубым флагом со звездой Давида. Боевой путь еврейских воинских частей пролег от Северной Африки до Германии.

Почему немцы не тронули евреев — пленных английской армии

Война с нацизмом началась для еврейского населения Палестины (или Эрец-Исраэль на иврите) гораздо раньше, чем СССР и США вступили в вой­ну. Всемирная сионистская организация (ВСО) в числе первых открыто поддержала Великобританию, объявившую войну Германии 1 сентября 1939 года и долгое время в одиночку отражавшую нацистскую агрессию.

Уже 2 сентября 1939 года президент Всемирной сионистской организации Хаим Вейцман обратился к премьер-министру Великобритании Чемберлену с письмом: «В эти дни тяжелейшего кризиса сознание того, что евреи обязаны внести свой вклад в защиту священных ценностей, побуждает меня написать это письмо. Я хочу подтвердить со всей однозначностью заявления, которые мы с моими коллегами делали в течение последних месяцев и особенно в последнюю неделю, о том, что евреи поддерживают Великобританию и будут сражаться на стороне демократий».

Это письмо было опубликовано в газете «Таймс» 6 сентября 1939 года.

4 сентября 1939 года в Тель-Авиве прошел марш ветеранов Еврейского Легиона — воинского формирования, сражавшегося на стороне Великобритании во время Первой мировой войны, — с призывом вновь сформировать еврейские воинские части на войну с нацизмом. На всей территории Эрец-Исраэль началась запись добровольцев в британскую армию.

В августе 1940 года, через четыре месяца после того, как Уинстон Черчилль стал премьер-министром, Хаим Вейцман обратился к нему с предложением создавать воинские части из евреев Эрец-Исраэль. По мнению Вейцмана, они легко могли бы мобилизовать десятки тысяч человек. Черчилль одобрил эту идею на встрече с Вейцманом в сентябре 1940 года.

С началом войны сионистское руководство приняло решение поставить все ресурсы на войну против нацистов. Из 400 тысяч еврейского населения c добровольцами вступили в британскую армию более 40 тысяч человек, в том числе, 4 тысячи женщин. Тогда же из них были сформированы 15 пехотных батальонов.

Еврейские формирования в составе британского экспедиционного корпуса весной 1941 года участвовали в боях на территории Греции. Военная ситуация в то время складывалась крайне неблагоприятно для союзников. Греция пала под ударами германской армии, и группировка британских войск была вынуждена капитулировать.

Среди британских военнопленных оказались и сотни еврейских солдат и офицеров из Израиля. Их судьба резко отличалась от трагической судьбы советских военнопленных-евреев. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил, что любые попытки нацистов хоть как-то ущемить права военнопленных-евреев повлекут за собой немедленные карательные акции британских властей по отношению к немецким военнопленным.

Среди еврейских солдат было много немецких евреев, бежавших из нацистской Германии в Эрец-Исраэль и там вступивших в британские войска. Нацисты пытались судить их по обвинению... «в измене Фатерланду». Однако и эти попытки были пресечены британскими властями.

Евреи — британские военнопленные благополучно пережили войну. В их отношении немцы полностью соблюдали все конвенции: они получали посылки из Израиля, участвовали в строевых смотрах и спортивных соревнованиях британских военнопленных, выступая под знаменем со звездой Давида. Для советских и остальных евреев Европы это все выглядело, мягко говоря, необычно.


Война добралась до Тель-Авива

Война приблизилась и к границам Эрец-Исраэль. 9 сентября 1940 года при бомбежке итальянскими самолетами Тель-Авива погибли 107 человек. Бомбардировка повторилась 11 июня 1941 года — Тель-Авив был атакован французскими самолетами коллаборационистского правительства Виши. Погибли 20 человек.

В наступлении сил антигитлеровской коалиции на вишистский Левант, начавшемся 8 июня 1941 года, принимали участие ударные роты Пальмах. Они участвовали в захвате Сирии британскими войсками, в подавлении пронацистского восстания Рашида Али в Ираке.

В начале апреля 1942 года германские войска под командованием генерала Роммеля достигли границ Египта, и над всем Ближним Востоком нависла угроза нацистской оккупации. Под Эль-Аламейном в Ливийской пустыне произошло крупнейшее сражение, ставшее с точки зрения западной историографии поворотным пунктом во Второй мировой войне на Западном фронте. Танковые корпуса генерала Роммеля были разгромлены войсками 8-й британской армии, в составе которой сражались и еврейские части из Эрец-Исраэль.

Среди британских частей, принявших на себя удар германских войск, был еврейский батальон под командованием уроженца Тель-Авива майора Моше Либмана. Позиции евреев были атакованы танками 13-го германского корпуса генерала Готта.

Создателем системы оборонительных укреплений под Эль-Аламейном был начальник инженерных войск 8-й армии бригадный генерал сэр Фредерик Герман Киш. Он до войны был руководителем политического отдела Всемирной сионистской организации, и погиб в бою в 1943 году.


Евреи в роли немцев

Сотни евреев Израиля вступили в подразделения британских коммандос, которых забрасывали в глубокий тыл врага, в страны оккупированной нацистами Европы. На еврейских парашютистов-десантников — уроженцев тех стран, где им предстояло действовать,— была возложена задача проведения разведывательно-диверсионных операций, поиск и спасение британских летчиков, сбитых над оккупированными странами, а также установление связей с местным антифашистским подпольем.

Обычно еврейских парашютистов сбрасывали в Югославии, где они присоединялись к партизанской армии Тито в качестве британских офицеров связи. Заметную часть еврейских коммандос, которых доставляли в Европу с рискованными заданиями, составляли девушки из сионистских боевых организаций.

Затем тайные маршруты еврейских коммандос вели во все концы оккупированной нацистами Восточной Европы. Их резидентуры были в Чехословакии, Румынии, Венгрии, Польше, в западных районах СССР.

Бойцы Еврейского коммандо в составе британского спецназа SAS перед операцией

Особое место в истории еврейских национальных воинских формирований занимают операции еврейских диверсантов из подразделения S.I.G. и подразделения № 3 10-й бригады спецназа британской армии против немецких войск в Северной Африке и в Европе. Только сейчас приоткрывается завеса секретности над их подвигами в войне против нацистского врага.

Эти подразделения были сформированы из немецких евреев-сионистов, которым предстояло в германской военной форме действовать в глубоком тылу врага. Среди целей, которые ставились британским командованием перед еврейским спецназом, были и такие, как захват и уничтожение штаба германского африканского корпуса во главе с фельдмаршалом Роммелем.

Инициатором создания еврейского подразделения, получившего название S.I.G. (Special Intelligence Group) или Еврейского коммандо, был легендарный британский полковник Дэвид Стирлинг, основатель британского спецназа SAS, в составе которого предстояло воевать новому еврейскому подразделению. Стирлинг считал, что только бойцы, в совершенстве владеющие немецким языком, выросшие в немецкой среде и одновременно яростно ненавидящие германский нацизм, способны решать поставленные перед ними задачи.

Этим требованиям удовлетворяли только немецкиe eвреи, бежавшиe из нацистской Германии и ставшие бойцами сионистских боевых формирований Пальмах и Иргун.

Формирование подразделения Еврейского коммандо началось в марте 1942 года. По словам бойца этого отряда Морица Тиффенбруннера, секретная база еврейского спецназа находилась в районе Суэцкого канала. Туда прибывали бойцы, которым предстояло выполнять задания особой важности. Среди них были самые разные люди — от ветерана германской армии Карла Кахана, награжденного «Железным крестом» за храбрость еще в Первую мировую войну, до 17-летнего бойца Иргуна Фритца Штайнера, бежавшего из нацистской Германии после еврейских погромов «Хрустальной ночи».

О том, как шла подготовка бойцов S.I.G. рассказал военный капеллан 8-й армии раввин капитан Исаак Леви, неоднократно посещавший их секретную базу: «Я встретил солдат в немецкой форме, все приказы отдавались по-немецки. Часто среди ночи солдат внезапно будили, и они должны были даже в таком состоянии отвечать только по-немецки. Эти мужественные люди отлично знали, на какой риск они идут — в случае плена их ожидал расстрел».

Курс подготовки включал действия в составе разведывательно-диверсионного подразделения в пустыне, бойцы в

совершенстве владели немецким стрелковым оружием, радио и взрывным делом, они осваивали вождение всех типов немецких автомобилей и бронетехники.

Каждый боец снабжался тщательно подготовленными немецкими военными документами и легендой. Учитывалась каждая мелочь, вплоть до писем от якобы жен и подруг из Германии. Для овладения солдатским сленгом бойцов Еврейского коммандо направляли в лагеря для немецких военнопленных, где они должны были сойти за своих.

Заброска бойцов Еврейского коммандо в немецкий тыл началась летом 1942 года. Обычно они действовали под видом моторизованных патрулей германской полевой жандармерии, выполнявших якобы проверки на дорогах. В ходе рейдов уничтожалось все, что движется, из допросов пленных черпалась разведывательная информация, после чего пленных немцев расстреливали на месте. Действия Еврейского коммандо в немецком тылу сеяли панику и наводили ужас на солдат вермахта.

При проведении крупных диверсионных операций в немецком тылу бойцы Еврейского коммандо действовали в составе боевых групп британского спецназа SAS. Как правило, использовалась легенда транспортировки британских военнопленных — британские спецназовцы под видом военнопленных размещались в автофургонах, а бойцы Еврейского коммандо действовали под видом немецкого конвоя.

3 июня 1942 года колонна немецких грузовиков с «британскими военнопленными» двигалась по направлению к немецким военным аэродромам в районе Тобрука. Бойцам спецназа предстояло прорваться через несколько рубежей охранения и уничтожить немецкие самолеты прямо на летном поле. Первая группа успешно справилась с боевой задачей — британские и еврейские спецназовцы прорвали немецкую оборону и уничтожили более 20 самолетов. Вторая группа попала в засаду — немцы окружили автоколонну и предложили сдаться в плен. В ответ бойцы спецназа пошли на прорыв и большей частью погибли в ходе боя. Два бойца Еврейского коммандо — Петер Хасс и Петер Готлиб — подорвали себя гранатами.

В сентябре 1942 года бойцы Еврейского коммандо S.I.G. приняли участие еще в одной крупной диверсионной операции — в атаке подразделений британского спецназа на стратегически важный порт Тобрук на средиземноморском побережье Ливии, через который шло снабжение германского африканского корпуса. В этой операции был использован уже отработанный сценарий — британский спецназ под видом «военнопленных» размещался в автофургонах, а бойцы Еврейского коммандо исполняли обязанности «немецкого конвоя».


Подразделение № 3

Летом 1942 года в отеле маленького английского городка Мэрилбон появилось множество новых постояльцев. Здесь проходил отбор добровольцев в абсолютно секретное «еврейское» подразделение № 3 10-й бригады королевских коммандо. Добровольцам, евреям из Германии и Австрии, предстояло под видом немецких солдат и офицеров принять участие в разведывательно-диверсионных операциях британского спецназа на территории оккупированной нацистами Европы.

Прошедшие жесткий отбор добровольцы направлялись в учебные центры, находившиеся в Шотландии и Уэльсе, где они проходили ускоренную парашютную и диверсионную подготовку. Спецназовцам предстояло буквально родиться заново — им придумывались новые имена и биографии, послужные списки. Их настоящие имена навсегда исчезали в архивах британского министерства обороны. Только через много лет после войны к уцелевшим бойцам невидимого фронта возвращались их настоящие имена и фамилии.

Уже в августе 1942 года бойцы Еврейского коммандо № 3 приняли первый бой — они участвовали в десантной операции союзных войск в бельгийском порту Дьепп, что находится на берегу Ла-Манша. Еврейскому спецназу была поставлена задача скрытно на лодках проникнуть в акваторию порта и уничтожить находившийся там немецкий радиолокатор, однако немцам удалось успешно отразить атаку. С большими потерями десантники были вынуждены отступить.

Подразделение № 3 принимало участие во многих тайных операциях союзников против нацистов, еврейский спецназ действовал по всей Европе — от Норвегии до Испании. В июне 1944 года еврейские спецназовцы участвовали в операции «Оверлорд» — в высадке союзных войск в Нормандии. Их забросили в тыл врага незадолго до начала операции для выполнения разведывательно-диверсионных заданий.

Всего в составе Еврейского коммандо № 3 в годы вой­ны воевало 88 человек. Из них 19 человек стали офицерами, 21 спецназовец погиб и 22 были ранены в ходе выполнения заданий в тылу врага. Командиром подразделения № 3 был капитан Гриффит (его настоящая фамилия была Глазер), он погиб уже в самом конце войны, 1 апреля 1945 года, в Германии.

История Еврейских коммандо, сражавшихся против нацистов, была использована режиссером Тарантино в фильме Inglourious Basterds (в русском прокате «Бесславные ублюдки»).


Боевой путь еврейской бригады

Участие еврейских воинских частей из Эрец-Исраэль в войне с нацистами убедило британское правительство официально оформить создание крупного еврейского воинского соединения, со своей формой, эмблемой и флагом.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в августе 1944 года в исторической речи в парламенте сказал: «Правительство решило ответить на просьбу Еврейского агентства в Эрец-Исраэль и сформировать усиленную еврейскую бригаду для участия в боевых действиях. Мне кажется совершенно понятным, что особая воинская часть, составленная из сынов одного народа, который пережил от нацистов неописуемые страдания, будет представлена отдельным формированием среди сил, собранных для нанесения врагу окончательного поражения».

Еврейская бригада была сформирована в сентябре 1944 года. Командиром бригады был назначен канадский еврей, бригадный генерал сэр Эрнест Франк Бенд­жамин. В состав бригады входили: три пехотных батальона, артиллерийская батарея, саперная рота, рота связи, транспортная рота, медицинская рота и другие вспомогательные подразделения.

Первый бой бойцы Еврейской бригады приняли в Италии, наступая против частей 42-й егерской дивизии вермахта. Затем ее батальоны форсировали реку Сенио и выбили с позиций 12-й штурмовой полк 4-й парашютно-десантной дивизии вермахта.

Еврейская бригада в бою в Италии, 1945 год

Вместе с другими частями союзников Еврейская бригада вступила в Рим, и под своим бело-голубым флагом со звездой Давида 5 тысяч еврейских солдат прошли через Триумфальную арку Тита, сооруженную за восемнадцать веков до этого как символ покорения римскими легионами восставшей Иудеи в 69 году н.э. Завершила войну Еврейская бригада в Голландии. В июне 1946 года британские власти ее расформировали. Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр, Верховный главнокомандующий силами союзников в Европе, так оценил вклад еврейских солдат в победу над нацистской Германией: «Я хочу отдать честь бойцам героической Еврейской бригады, чье блестящее боевое прошлое и вклад в победу союзников долго будут помнить их братья по оружию и народ государства Израиль».



К 70-летию
английской «Хрустальной ночи»


Борис Брин

КОГДА ОКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА. ЭТО БЫЛО В АНГЛИИ ЛЕТОМ 1947

Больше всего зла причиняет человеку человек же.

Плиний Старший


Англия — это не шекспировский изумрудный остров и не преисподняя, какой изображает её доктор Геббельс, а… дом викторианского образца, где все шкафы доверху набиты скелетами.

Джордж Оруэлл


О ближневосточном периоде во время и после окончания Второй мировой вой­ны и событиях там известно мало и очень туманно. Еврейские лидеры Бен-Гурион и Вейцман ещё в начале века начали служить Черчиллю. Угодных ему лидеров Черчилль возвышал, а неугодных — «убирал». Поэтому эти лидеры служили ему не за страх, а за совесть, возглавляя в Палестине карательные акции против своего народа, в частности, операцию «Сезон». Бен-Гурион и Вейцман знали, что Черчилль не будет выполнять условия мандата. Однако тысячи евреев Палестины, выполняя их приказы, воевали в рядах английской армии, сотни из них погибли за английские интересы. «Такая политика основывается на одной лишь убогой мыслишке, смешанной со слабой надеждой: арабы отказались воевать на стороне Англии, а евреи, наоборот, преисполнены боевого духа и с радостью идут в бой. А потому Англия, победив, не останется в долгу и воздаст еврейскому народу по заслугам» (Аврахам Штерн). Когда окружающие остаток подмандатной Палестины арабские государства, в том числе, созданная полностью на её территории Иордания, получили независимость, евреи поняли, что их обманули. С этого момента евреи-палестинцы начали с Англией борьбу за независимость, которая почти прекратилась после объявления Англией войны Гитлеру.

В начале 1943 года правительство Англии, подтверждая нежелание сдать полученный от Лиги Наций мандат или выполнять его требования, учредило должность комиссара по восстановлению Палестины. В январе 1944 года англичане отвоевали у французов Сирию и, оторвав от Палестины, присоединили к ней Голанские высоты и прилегающую территорию. Черчилль, раздав Палестину, собирался закрыть еврейский вопрос. Стало ясно, что англичане, вопреки мандату Лиги Наций, не позволят евреям воссоздать национальный очаг на земле древней Иудеи и в скором времени от Палестины (римское название Иудеи) ничего не останется. Война между евреями и англичанами, которые в течение всей войны, обрекая на гибель, пресекали любые попытки европейских евреев эмигрировать, вспыхнула с новой силой. На помощь английским оккупационным вой­скам в Палестину была переброшена 6-я английская воздушно-десантная дивизия. К патрулирующей побережье эскадре прибыли дополнительно торпедные катера и два крейсера. Значительно возросло количество боевых самолетов. В марте 1946 года патрулирующая берега Палестины английская эскадра захватила судно «Вингейт» с нелегальными эмигрантами-евреями. Два парохода с евреями задержали в апреле того же года накануне отплытия в итальянском порту Ла Специя. Ликвидировав 18 апреля 1946 года Лигу Наций и избавившись от отчёта за доверенную им Палестину, англичане усилили там репрессии, устраивая массовые облавы. В связи с этим, еврейская подпольная радиостанция 12 мая предупредила «правительство Его Величества, что если оно не выполнит обязанностей, возложенных на него мандатом, прежде всего в том, что касается иммиграции, еврейское движение сопротивления сделает всё от него зависящее, чтобы помешать транспортировке английских войск в Палестину и размещению здесь британских военных баз».

В подтверждение этого, в ночь на 17 июля 1946 года были взорваны десять из одиннадцати мостов, соединяющих Палестину с соседними государствами. За этим последовало: «29 июля 1946 года британское правительство фактически объявило войну ишуву. Сто тысяч британских солдат и две тысячи полицейских ворвались в десятки киббуцев и деревень..» (Golda Meir. My Life, NY: Dell Publishing Co., 1975).

Несмотря на враждебные указания и действия Бен-Гуриона и его соратников, евреи Палестины не сдавались. Когда англичане захватили двух евреев из сопротивления, которым ещё не было восемна­дцать лет и приговорили к заключению и 18 ударам палками, командование ЭЦЕЛа их предупредило, что в ответ будет пороть английских офицеров. «400 лет вы безнаказанно секли туземцев в ваших колониях. Из-за своей глупой спеси вы считаете евреев в Эрец-Исраэль такими же туземцами. Вы ошибаетесь. Сион не место ссылки, и евреи не зулусы. Вы не будете пороть евреев на их родине. И если английские власти сделают это, британские офицеры будут выпороты публично», — заявил Бегин. Англичане всё же выпороли этих двух евреев. В ответ были захвачены и выпороты публично три английских лейтенанта и один майор. «Британская армия была выставлена на посмешище в глазах всего мира», — вынужден был признать Черчилль, который надеялся с помощью английских войск, Хусейни, Вейцмана и Бен-Гуриона уничтожить еврейское подполье. «Англичане хотели унизить борцов за свободу позорными наказаниями — поркой членов ЭЦЕЛа. Ответ подполья — порка английских офицеров. Тогда эта мера наказания была немедленно отменена, несмотря на то, что англичане намеревались подвергнуть порке ещё одного заключённого подпольщика» (Эмануэль Кац. ЛЕХИ. Борцы за свободу Израиля. Мидраша Леумит, 1980).

Британские власти ужесточили меры наказания и для еврейских борцов за независимость ввели смертную казнь через повешение. «26 нисана 5707 года (16 апреля 1947) по всей стране был введен комендантский час, и четыре солдата Эцеля — Дов Грунер, Йехиэль Дрезнер, Элиэзер Кашани и Мордехай Элькахи — взошли на эшафот с пением «Гатиквы» на устах. Пять дней спустя, 1 ийяра 5707 года (21 апреля 1947), англичане собирались повесить бойца Эцеля Меира Файнштейна и бойца ЛЕХИ Моше Барзани в центральной иерусалимской тюрьме, но оба заключенных покончили с собой. Через три месяца, 11 ава 5707 года (28 июля 1947), взошли на эшафот в тюрьме Ако три бойца Эцеля, принимавшие участие в атаке на акскую крепость — Яаков Вайс, Авшалом Хавив и Меир Накар. На следующий день Эцель объявил о повешении двух пленных английских сержантов — и с этого момента и до конца британского мандата на Эрец-Исраэль не был больше казнён ни один из бойцов подполья» (Эмануэль Кац. ЛЕХИ. Борцы за свободу Израиля. Мидраша Леумит, 1980). Из трёх повешенных в тюрьме Ако, Яакову Вайсу было 23 года, Авшалому Хавиву и Меиру Накару — по 21 году.

Фотографию повешеных сержантов, очень увеличенную, одновременно опубликовали на первой странице все английские газеты. Повешенные сержанты Клиффорд Мартин и Мерви Пейс, несмотря на то, что у Мартина мать оказалась еврейкой, были англичанами использованы как предлог для начала погромов в Палестине. 31 июля английские солдаты и полицейские начали бить стекла в еврейском пригороде Яффы Тель-Авиве и избивать евреев на улицах. Английские бронеавтомобили расстреляли в городе два еврейских автобуса, убив четырех человек. Ещё один еврей погиб от взрыва гранаты, которую солдаты бросили в кафе. Много евреев было ранено.

Черчилль неоднократно умело использовал толпу для осуществления погромов. Организованный 1-2 июня 1941 года, после освобождения англичанами столицы Ирака Багдада и унёсший 180 жизней «Фархуд», был лишь одним из них. Конт­роль над спецслужбами, СМИ и другими властными структурами способствовал ему в этом. Он не упустил момент и подконтрольная ему пресса начала разжигать ненависть и истерию. Газета «Дейли Экспресс» опубликовала на первой странице большую фотографию повешенных сержантов с подписью: «Повешенные британцы: фотографии, которые потрясли мир» (Daily Express, August 1, 1947). Другие таблоиды не отставали по числу проклятий в адрес «хладнокровных убийц из Иргуна». «Союз за британскую свободу» заявил, что «за каждого повешенного евреями британского солдата в Палестине, четыре еврея в этой стране должны быть публично повешены на улицах и на рынке». Последовали указания о прекращении, вместо увеличения накануне выходного дня, поставок в пабы пива. В рабочие районы направились профессионалы-провокаторы. Направляемые невидимой умелой рукой события стали стремительно развиваться.

«В воскресенье было нечего делать, кроме как ходить по улицам и стоять на углах, обсуждая газету. И на этой неделе все воскресные газеты несли историю повешенных сержантов жирным шрифтом на первой полосе, её детали были приоритетными по сравнению с убийствами и изнасилованиями за неделю. Вечером пабы открылись, но закрылись рано из-за нехватки пива. На уличных углах толпы стали толще. Кто-то здесь и кто-то там подумал, что было бы неплохо показать евреям, что о них думают настоящие англичане. Идею уловили, и толпа двинулась к Cheetham Hill, старому еврейскому кварталу» (Walter Lever. Jerusalem is Called Liberty. Jerusalem, Massadah Publishing Co. LTD. 1951). Выбитые 1-го августа 1947 года из привычного распорядка жизни, толпы людей не знали, куда идти и чем заняться. Возмущённые неожиданным внезапным закрытием пабов, возбуждаемые прессой и провокаторами, эти толпы были готовы нестись куда угодно, подобно стаду слонов круша всё на своём пути. Осталось только бросить клич.

«Они нашли камни и кирпичные кладки и бросили их в витрины и частные дома, в синагоги и клубные комнаты. Еврейская свадьба отмечалась в зале Ассамблеи. Несколько тысяч окружили вход, кричали угрозы и, грубо обращаясь с теми, кто внутри, осаждали здание до утра. Небольшие группы людей начали ломать окна магазинов в Cheetham Hill, районе к северу от центра города, который был домом для еврейской общины с начала 19-го века. Большинство из них были пешком, другие поехали через еврейский район, бросая кирпичи из движущихся автомобилей. Вскоре улицы были покрыты битым стеклом и камнями. Толпа сорвала полог Большой синагоги на Cheetham Hill Road и двинулась к другим целям. На следующий день Cheetham Hill Road выглядела так же, как она выглядела семь лет назад, когда немецкие бомбардировщики колотили город в течение двенадцати часов. Все помещения, принадлежащие евреям на протяжении мили на улице, имели зияющие окна, а тротуары были завалены стеклом. Пресса сообщала о беспорядках в еще большем масштабе в Ливерпуле и о мелких беспорядках в других местах» (Walter Lever. Jerusalem is Called Liberty. Jerusalem, Massadah Publishing Co. LTD. 1951).

Центром английского бешенства стал Ливерпуль. Пять дней в этом городе не стихали погромы и грабежи. Было разгромлено и разворовано около 300 еврейских магазинов, синагог и клубов, а в еврейских квартирах выбиты окна. Разогнав на всех парах паровоз остановить нелегко, тем более, что правительство ничего для этого не предпринимало, подбрасывая в топку всё новые и новые поленья. Вскоре беспорядки перекинулись на Глазго, где «кирпичи были брошены в витрины еврейских магазинов». В разных районах Англии были атакованы и осквернены синагоги и еврейские надгробия. Их исписывали надписями «Гитлер был прав». «К концу недели антиеврейские беспорядки продолжались в Глазго и Ливерпуле. Незначительные нарушения имели место в Бристоле, Халле, Лондоне и Уоррингтоне. Десятки нападений на еврейское имущество вспыхивали по всей стране. В Эклс бывший старшина по имени Джон Риган был оштрафован на 15 фунтов за призыв толпы из 700 погромщиков: «Гитлер был прав. Уничтожайте каждого еврея — каждого мужчину, женщину и ребёнка. Чего вы боитесь? Там только горстка полиции». Поджигатели в Западной Дерби подожгли деревянную синагогу, её смотритель был атакован и тяжело ранен, когда открывал ворота для пожарной бригады. Работники «Саnаdа Dock» в Ливерпуле, вернувшись из отпуска, обнаружили над входом выведенную краской надпись: «Смерть всем евреям». Всего спустя два года после того, как британские войска освободили Берген-Бельзен, брань Третьего рейха возникла вновь, на этот раз у них дома. Гнев о том, что случилось в Палестине одно, но это, казалось, развязало нечто гораздо более порочное» (Walter Lever. Jerusalem is сalled Liberty. Jerusalem. Massadah Publishing Co. LTD. 1951).

Английская «Хрустальная ночь» по своему масштабу, продолжительности и результатам не только многократно превзошла нацистский аналог, на который Черчилль тайно дал санкцию за 10 лет до этого, но и все довоенные нацистские погромы вместе взятые. Целую неделю продолжалась погромная вакханалия. Кое-кого полиция задерживала и даже!!! штрафовала. Однако было ясно, что подобная операция могла так долго продолжаться только при негласной поддержке властей. После того, как беспорядки, которые первоначально ориентировались только на евреев, перешли в стадию всеобщего мародерства, они сразу же были приостановлены. Запуганные английские евреи начали массово эмигрировать в Палестину, чудом выживших европейских евреев англичане туда не пропускали.

Английские шкафы со скелетами надёжно заперты. Поэтому, в отличии от германской «Хрустальной ночи», об английском погроме СМИ упорно молчат. Возможно потому, что в данном случае скрыть участие властей и непосредственно кумира англичан Черчилля, и обвинить кого-то другого невозможно. Англичане молчат с целью скрыть одно из своих преступлений, евреи — потому что в нём замешены и их лидеры, а остальным просто нет до этого дела — еврейские беды, если на них нельзя погреть руки, никого не интерисовали и не интересуют.

(По материалам книги «Борис Брин. Черчилль. Чины и деяния»,
издание третье — дополненное).


ВЫСТАВКИ. ВСТРЕЧИ


Борис Брин

«ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ» СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.Е. РЕПИНА

«Земля Израиля» — так называется выставочный проект, представленный Харьковским художественным музеем, совместно с Обществом профессиональных художников Израиля, к 173-й годовщине со дня рождения И.Е. Репина.

Но экспозиция — не смотр современного израильского искусства, не демонстрация профессиональных навыков художников русской и украинской диаспоры, получивших в учебных заведениях СССР, России и Украины (это выходцы 1970-х и 2000-х гг.) высшее художественное образование, даже не специфический израильский взгляд на изобразительные возможности живописи и графики, литографии и линогравюры, которые остаются основным полем творческого самовыражения. Задача у выставки была другая. Сформулируем ее так: сквозь призму жизненного и творческого пути Ильи Ефимовича Репина, сквозь фактаж пребывания его на израильской земле, в Иерусалиме прежде всего, почувствовать и передать то «уникальное и особенное», что опознается в работах художников как «Земля Израиля», словом, — тот свет и воздух, то пространство и «гений места», которые преображают и традиционный пленерный набросок, и законченную пейзажную композицию, и фантазийную тематическую картину.

Открытие выставки. Доктор филологии Галина Подольская, Объединение профессиональных
художников Израиля (Иерусалим); Лариса Абраменко, зам. директора музея по научной работе;
профессор Наталия Цымбал, директор Украинско-Израильского центра просвещения, науки
и культуры (UKRIS, Умань); Валентина Мызгина, директор художественного музея;
профессор Виктор Ковтун, председатель ХО НСХУ

Александр Костин, начальник отдела охраны
культурного наследия и музейного дела ХОГА
и искусствовед Олег Коваль

Более полусотни работ, показанных в Выставочном зале музея, преимущественно пейзажей, запечатлевших места пребывания Ильи Репина в Израиле в качестве паломника, сюжетно-фигуративных композиций, связанных с именем нашего выдающегося художника (прежде всего — «И. Репин в Иерусалиме» В. Бриндача, единственного харьковчанина в составе участников-экспонентов), портретных набросков, эскизов — были переданы в дар Харьковскому художественному музею и Чугуевской картинной галерее подвижником собирательства работ современных израильских художников, просветителем, доктором филологии, писателем, автором монографии «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями» (Иерусалим, 2011), инициатором выставочного проекта и благотворительной акции-передачи части израильской коллекции художественным институциям Украины — Галиной Подольской. Ранее подобные акции состоялись в Черкассах, Одессе, Чугуеве, других городах нашей страны. И всегда они привлекали как необычностью подхода, спецификой заявленной темы, так и составом участников проекта.

Картина Виктора Бриндача «И.Е. Репин в Иерусалиме» и фрагмент письма И. Репина

Так сложилось, что большинство наших соотечественников (даже, если под отечеством понимать бывший Советский Союз), выехавших в свое время за пределы отчизны, как бы «сходят с дистанции» текущего художественного процесса, теряются из виду, перестают влиять на художественные умы современников, поэтому вдвойне было интересно открывать для себя новые имена и припоминать знакомые. А припоминать и узнавать было что и было кого — в составе «Израильской коллекции» и частично в составе экспозиции выставки встречаются имена прославленных Е. Ладыженского, М. Вчерушанского, В. Бриндача, Б. Сакциера, И. Якерсона. Э. Пасховера, Л. Сегала, М. Матусевича, А. Метлы, Л. Минковича, Р. Гроссман, А. Жудро, Ш. Космана.

Два последних передали свои композиции непосредственно на родину Ильи Ефимовича. Все работы написаны специально для этой выставки и не имеют авторских повторений. Имена иных почти ничего не говорят харьковскому зрителю, но в сумме своей станут неким общим представлением о современных художниках Израиля с восточноевропейскими корнями, которые так или иначе теперь будут ассоциироваться с презентованной коллекцией.

Новым для большинства харьковчан стала и сама тема пребывания Ильи Репина на святой земле, которая не нашла еще своего осветления в многообъемной искусствоведческой репиниане, но была так обширно показана в экспозиции и каталоге выставки, а также выпущенном Г. Подольской к ее открытию очерке «Репин в Иерусалиме» по картине В. Бриндача (оба — 2017 г.), подаренные в свою очередь библиотеке харьковского музея и чугуевской галереи.

Публикации о выставке в дар музею

Со всей страстностью полемиста и лектора Г. Подольская рассказывала на открытии выставки о современном состоянии русской и украинской изобразительной диаспоры в Израиле, о старейшинах и прославленных мастерах ее круга, о единственной эскизной работе И.Е. Репина «Голова Христа», сохраняемой в Новоиерусалимском храме, соседствующем с Храмом Гроба Господня, о паломнической сдержанности и искренности нашего великого земляка. И, конечно же, о путях собирательства работ современных израильских художников и проектах ОПХИ. Особый акцент инициатор проекта сделала на творчестве харьковчанина Виктора Бриндача (род. в Харькове в 1941 г.), работа которого и стала центром экспозиционного решения.

И все-таки, несмотря на убедительность повода, высокую познавательную силу выставочного проекта, состоявшийся и зафиксированный в работах израильских художников изобразительный опыт, экспозиция оставила двойственное впечатление.

Утвердившись на началах неоимпрессионизма и неореализма, пейзажи и фигуративные композиции авторов прочно укоренились во времени их формирования, не вышли в плоскость новейших изобразительных поисков и не преодолели традиционный изобразительный словарь и грамматику. Многие откровенно слабы и не дотягивают до лучших наших студенческих работ. Зачастую складывалось впечатление, что ты имеешь дело с отчетной выставкой художников-пленеристов, эскизный и этюдный характер работ которых не претендовал ни на что большее, кроме как зафиксировать мимолетные живописные впечатления, не претендующие на изобразительную глубину. Если бы не работы А. Жудро и Ш. Космана, выставку можно было бы считать «провальной». Казалось, будто инициаторы проекта стремились передать полноту и сочность «Земли Израиля», питавшей в свое время воображение нашего прославленного земляка, но в сухом остатке остался набор видовых открыток и мастерски изготовленных реплик-цитат из репинских писем о своем пребывании в Израиле, украсивших стены выставочного зала. Читать их порой было куда интереснее, чем смотреть на сами работы. Вялые, рыхловатые в технике, со скользящей и выпадающей за границы холста композицией, они не более, чем другие видовые композиции, писанные по случаю, привлекали внимание зрителя, и все же один — два акцента (те же великолепные и сочные в цвете и сильные в своих живописных кусочках композиции Жудро и Космана) придавали факту открытия выставки звучание подлинного художественного события.

Жаль, что как такового, т.е. полноценного праздника Живописи, не случилось.

И все же Событие было — вновь встреча с именем Ильи Репина и подвижниками сохранения памяти о нем, преображающей не только нашу с вами повседневную жизнь, но и такие магические и литературно-мифологические представления, которые прочно связаны с образом Земли Обетованной, все же открытой взору любителя живописи и литературы, независимо от того, был ли он в Израиле или присутствовал только на упомянутой выставке.

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР