2017
сентябрь
№9 (219)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

75 ЛЕТ ИСПОЛНИЛОСЬ В ЭТОМ ГОДУ СО ДНЯ ЖЕСТОКОГО УБИЙСТВА ЕВРЕЕВ ГОРОДА КРАСНОГРАДА ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Убивали целыми семьями только за то, что они родились евреями

Мемориальная доска на памятнике,
установленная 50 лет назад

В довоенном Краснограде еврейская община насчитывала 547 человек. Точных данных о количестве эвакуированных нет, мужчины призывного возраста были на фронте, а их семьи, в основном, остались в городе. 20 сентября с приходом гитлеровских войск была сформирована вспомогательная полиция, которой руководил некий Замжицкий. Среди активных полицейских выделялся Дерунов Павел, который сразу же в октябре 1941 пришел на службу в полицию вместе с братом Василием.

С первых же дней евреев выгоняли на тяжелые работы, грабили и оккупационные власти, и полицейские. В мае 1942 года немцы согнали всех евреев в один дом. И уже числа 15-16 несколько полицейских (среди них был и Павел Дерунов) ворвались в дом и изнасиловали четырех девушек.

В июне в городе были проведены массовые аресты еврейских семей; задержанных двумя партиями направили в Красноградскую полицию и посадили в камеры, где они находились три дня. На 4-й день арестованных вывезли в Коваленковский лес возле села Наталино. На суде предатель Павел Дерунов, который участвовал в расстреле евреев, сказал, что их было 28 человек, в основном, пожилые люди и подростки 7-15 лет, и 8 женщин.

В том же июне оккупационными властями был проведен еще один расстрел. Перед вечером на двух автомашинах немецкие оккупанты вывезли из Краснограда оставшееся еврейское население за село Наталино на расстоянии около полукилометра к оврагу Глинища и зверски расстреляли, сбрасывая в яму ещё живых и забрасывая их землей. Эти сведения взяты из Акта от 25 декабря 1943 года, составленного комиссией по восстановлению зверств, причиненных еврейскому населению, жителям Краснограда Харьковской области, которая провела раскопки могилы расстрелянных около 90 человек евреев Краснограда: «… Трупы расстрелянных были сброшены в яму в беспорядке и установить их личность не представляется возможным в связи с тем, что со времени расстрела в июне 1942 года прошло полтора года». Очевидцев из граждан села Наталино на месте расстрела не было, однако колхозники Наталинского с/совета, принимавшие участие в раскопках могилы, рассказали комиссии подробности расстрела.

В 1967 году было произведено перезахоронение останков жертв на новое место в селе Наталино, и установлен памятник с мемориальной доской.

Прошло 50 лет со дня установки памятника, он потихоньку разрушается. В газете «Дайджест Е» № 7(217), 2017 год я уже помещала материал с сайта Красноградского горсовета, когда председатель Харьковского областного комитета «Дробицкий Яр» приезжал в Красноград, в село Наталино, встречался с Красноградским городским головою. Так возникло сотрудничество.

Мы не успели обновить доску и решить вопрос с памятником к трагической дате, но она не была забыта.

Зал постепенно заполняют студенты педагогического и медицинского колледжей, учащиеся НВК №3,
жители Краснограда, представители общественных огранизаций, гости, приехавшие из Харькова от различных организаций и студенты лицея «Шаалавим», Гилеля, Национального университета им. Сковороды

Главный раввин Харькова и Харьковской области Мойше Москович и президент Харьковского музея Холокоста Лариса Воловик у выставки, посвященной Второй мировой войне и Холокосту (из архива музея)

Главный раввин Харькова и Харьковской области Мойше Москович и президент Харьковского музея Холокоста Лариса Воловик у выставки, посвященной Второй мировой войне и Холокосту (из архива музея)

День Памяти открывает Красноградский городской голова Владимир Максим

У микрофона, помощник народного депутата Украины А. Гиршфельда Нина Мусатова

Председатель ХОК «Дробицкий Яр» Леонид Леонидов

Президент Харьковского музея Холокоста Лариса Воловик

Председатель первичной организации ветеранов Красноградского городского совета Людмила Меркулова

Главный раввин Харькова и Харьковской области Мойше Москович

14 сентября Красноградский городской совет совместно с Харьковским областным комитетом «Дробицкий Яр» и Харьковским музеем Холокоста провели День памяти в самом Краснограде и в селе Наталино, где 75 лет назад были расстреляны нацистами и их пособниками евреи Краснограда.

Вечер, точнее, День памяти проходил в большом зале Дома техники, где собралось более четырехсот человек: студенты красноградских колледжей — педагогического и медицинского, учащиеся НВК №3, жители города и представители общественных организаций. Харьковчане приехали двумя автобусами, среди них были узники гетто, представители еврейских организаций Харькова, молодежь лицея «Шаалавим», «Гилеля», студенты Национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды, наши друзья из различных организаций, главный раввин Харькова и Харьковской области. Пригласили мы и представителей области и миссии ОБСЕ, с которым встречались в музее Холокоста.

В фойе была развернута выставка плакатов и фотографий, посвященная Второй мировой войне и Холокосту (из архива Харьковского музея Холокоста). Представители прессы, ТВ, радио брали интервью у присутствующих, среди которых были родственники тех, кого в 1942 году расстреляли в Наталино.

Открыл День памяти Красноградский городской голова Владимир Максим, который отметил, что «Вторая мировая война стала трагедией, которая не должна повториться, и мы, как никто другой, это понимаем. Но судьба заставляет нас пережить события, подобные тому, что происходило в 1941-1945 гг. Сейчас, как и много лет назад, в Украине гибнут люди, защищая свою страну. Мы вместе, и не важно, кто какой национальности, должны приложить усилия, чтобы события на востоке нашей страны как можно скорее стали историей».

«Закрыл» День Памяти главный раввин Харькова и Харьковской области Мойше Москович, который в конце своего интересного выступления поздравил всех присутствующих в праздником Рош аШана, еврейским новым годом.

Затем участники поехали в село Наталино к памятнику, установленному 50 лет назад. Открывая Церемонию Памяти о жертвах Холокоста Краснограда, председатель ХОК «Дробицкий Яр» Леонид Леонидов предоставил первое слово председателю Наталинского сельсовета Виолетте Боровской, которая уже ожидала нас. На многих присутствующих произвело впечатление выступление Нины Лактионовой из Харькова, выжившей в огне Холокоста. Учащиеся лицея «Шаалавим» прочли фамилии расстрелянных евреев Краснограда, которые нам удалось восстановить. Рав Мойше Москович прочел Кадиш по расстрелянным нацистами евреям Краснограда. А для собравшихся живых в предверии праздника Рош аШана прозвучал шофар.

Возвращаясь из Наталино харьковчане возложили цветы на Мемориале «Братские могилы» в Краснограде.

Мы провели в Краснограде целый день, многие устали и было приятно, когда всех гостей пригласили на обед в Педагогический колледж, где нас встретил директор колледжа и студенты. Для многих это было неожиданностью, и все были очарованы теплой встречей и вкусным обедом.

Мы хотим назвать представителей Краснограда, тех, усилиями которых смогло состояться такое масштабное мероприятие, объединившее людей разных поколений и национальностей: Красноградского городского голову Владимира Максима, секретаря горсовета Екатерину Енину, Людмилу Меркулову, молодых ведущих в Доме техники и видеооператора, председателя Наталинского сельсовета Виолетту Боровскую. (Назвать всех просто невозможно, но они представлены на фотографиях).

Председатель ХОК «Дробицкий Яр» Леонид Леонидов открывает Церемонию памяти расстрелянным евреям Краснограда в селе Наталино

Председатель Наталинского сельсовета Виолетта Боровская

Секретарь Красноградского горсовета Екатерина Енина

Зам. председателя Харьковской организации бывших узников гетто Нина Лактионова, пережившая Холокост на оккупированной земле

Студентка Харьковского Национального университета им. Сковороды Владислава Булгакова

Учащиеся Харьковского лицея «Шаалавим» читают имена красноградских евреев, расстрелянных в с. Наталино

Церемония памяти завершена. Снимок на память

Кадиш по растрелянным нацистами евреям Краснограда читает раввин Мойше Москович

Для собравшихся живых в предверии праздника Рош аШана звучит шофар

У Мемориала погибшим воинам, освобождавшим Красноград во Второй мировой войне проводит экскурсию Людмила Меркулова

И последний приятный штрих: поздравляем председателя первичной организации ветеранов Красноградского городского совета Людмилу Меркулову с наградой «Почесна відзнака Краснограда За заслуги перед містом», которую ей вручил 19 сентября ко Дню города городской голова.

Лариса Воловик
Фотографировала Юлана Вальшонок


ЛЮДИ. СУДЬБЫ

КАК ПОЛЬСКИЕ ВРАЧИ ЕВГЕНИУШ ЛАЗОВСКИЙ И СТАНИСЛАВ МАТУЛЕВИЧ
СПАСЛИ 8000 ЕВРЕЕВ

Евгениуш Лазовский родился в 1913 г. в польском городе Ченстохова. Медик по образованию, в самом начале войны он ушел на фронт добровольцем, но его армейская карьера оказалась недолгой. Попав в плен, Лазовский вскоре оттуда сбежал и занялся подпольной работой.

Очень скоро Евгениуш понял, что его врачебный опыт принесёт намного больше пользы, чем партизанская деятельность. Вот почему вместе с семьей он перебрался в Развадов — городок, возле которого располагалось несколько больших сёл, а также — еврейское гетто.

В то время немцы оккупировали всю территорию Польши, а линия фронта отодвинулась далеко вперед. Возросла потребность в медицинских работниках, и Евгениуш устроился работать врачом.

Лазовский не только помогал обычным пациентам, но и тайно опекал больных в еврейском гетто, хотя такая деятельность была под строгим запретом. Евгениуш договорился с местными жителями, чтобы они помечали двери домов, хозяева которых нуждаются во врачебной помощи. Лазовской по ночам тайно навещал жильцов, оказывая им посильную медицинскую помощь.

Но Евгениуш осознавал, что все его старания являются только полумерами и в любой момент немцами может быть уничтожено не только всё еврейское население Развадова и окрестностей, но и выселены на принудительные работы в Германию коренные поляки.

Тогда Лазовский придумал хитроумный план. Его школьный приятель Станислав Матулевич сделал остроумное открытие еще до войны: если впрыснуть человеку мертвые бактерии Proteus OX19, то реакция на тиф даст положительный результат, но сам пациент при этом останется здоровым.

Друзья внедряют мертвые бактерии под видом различных прививок всем полякам города, поскольку больных евреев моментально бы расстреляли, даже не сделав попытки вылечить.

Так была сымитирована эпидемия тифа. Поскольку немецкое командование дорожило своими солдатами, войска из «зараженного» Развадова были выведены, а территория вокруг него объявлена карантинной зоной.

На какое-то время немцы вовсе забыли о существовании городка, оставив Развадов на управление местным жителям. Но через непродолжительное время высшие чиновники почувствовали неладное, так как уровень смертности был очень низким.

Чтобы выяснить все обстоятельства, в Развадов направили врача с двумя ассистентами. Но товарищей вовремя предупредили о предстоящей инспекции, и они успели основательно подготовиться к встрече нежданных гостей.

Немецкий врач был принят очень радушно, был накрыт стол со спиртными напитками. Изрядно выпив, он махнул на проверку рукой и доверил исследование анализов своим ассистентам — неопытным студентам. Те настолько боялись заразиться тифом, что сразу после проверки нескольких заранее подготовленных Лазовским и Матулевичем настоящих больных прекратили обследование. Так «эпидемия» была подтверждена.

Немецкие власти поверили, что в округе Развадилова свирепствует сыпной тиф, а врач Лазовский выиграл для жителей города драгоценное время. Вскоре Польшу освободили советские войска, и все люди, живущие в Развадове, были спасены.

Благодаря такой операции, Евгениуш Лазовский спас от смерти более 8000 евреев и около 60000 тысяч поляков от всех опасных ситуаций, связанных с немецкой оккупацией.

После войны Лазовский эмигрировал в Соединённые Штаты, где продолжил врачебную практику. Выйдя на пенсию в 1980 г., он спокойно дожил свой век в Юджине (штат Орегон), а умер в 2006 г. Гениальный доктор никогда не претендовал на награды за свой героизм. Лазовской не раз повторял, что обязанность врача — помогать людям, а в то время осуществить помощь можно было только таким образом.

Благодаря таким людям был побежден нацизм!

Анна Бок


ФАЛЬШИВОЕ КОЛЬЦО, КОТОРОЕ СПАСЛО 13 ЕВРЕЕВ

Как кольцо из никеля и стекла сохранило жизнь семье украинских евреев

В маленькой коробочке, которая хранится в американском Музее памяти Холокоста в закрытом контейнере с климат-контролем, лежит кольцо. Оно не такое уж красивое и с сугубо финансовой точки зрения не такое уж дорогое. Но за ним стоит потрясающая история спасения евреев во времена немецкой оккупации — и для них кольцо поистине бесценно.

Когда началась Вторая мировая война, Абрахам «Бумек» Грубер работал продавцом скота и мясником в небольшом городе Дрогобыч, где тогда проживали 14 тысяч евреев. Сейчас этот город находится на территории Украины, а тогда он располагался в Польше.

Дрогобыч, чья история еврейства уходит своими корнями в XV век, попал под контроль советской власти в 1939 году. Через два года на эту территорию вошли нацисты — появились карательные отряды, 400 евреев были убиты на улицах во время погромов. Остальные еврейские жители города в принудительном порядке переселились в гетто. И хотя у гетто не было забора, евреям запрещали покидать его территорию. 21 мая 1943 года стал днем ликвидации гетто — немцы объявили город чистым от евреев. Но около четырехсот евреев смогли спрятаться в лесах и других сравнительно безопасных местах — им удалось выжить.

Одним из них оказался Бумек — в частности, благодаря кольцу.

Приятного и симпатичного Бумека все знали как умного и трудолюбивого человека. Будучи резервистом кавалерии, он был призван в армию в 1939 году. Но когда его часть расформировали из-за активного наступления немцев, ему пришлось пешком пройти больше 400 километров, чтобы добраться до родного Дрогобыча. Марсель Дример, его племянник, рассказывал, что Бумек выжил благодаря своей смекалке. Он притворялся поляком и украинцем, работал за еду и кров, в общем, делал все, чтобы вернуться к своей дружной семье — родителям, сестре Лоре, ее мужу Якубу и их детям Марселю и Ирэне.

У Бумека была и своя дочь Либа и жена Блимка. После вторжения немцев они сначала жили под нацистской оккупацией, а затем были насильно переведены в гетто, где было мало еды, и где евреи часто становились жертвами нацистских «акций» — переселения в грузовых вагонах в концлагеря или лагеря смерти. Однажды в ходе очередной жестокой «акции», когда нацисты врывались в еврейские дома, грабя или попросту разрушая все, что принадлежит хозяевам, прежде чем забрать их для последующей депортации, Бумек увидел, как немецкий солдат сломал подсвечник. Из него вылетели кристаллы и рассыпались по полу. У Бумека возникла идея: он собрал стекляшки и отнес их к ювелиру, попросив сделать для него кольцо — из никеля с фальшивым бриллиантом с огранкой, как у настоящего. Просто на всякий случай.

Бумеку повезло. В 1943 году его перевели из гетто на нефтеперерабатывающий завод в Галичине — он работал там мясником, обеспечивая солдат войск СС мясом. Там он жил в рабочем лагере вместе с Блимкой и Либой. Его сестра Лора и ее семья прятались в близлежащем городке, Млынки Скольникове, в доме Яна и Зофии Савинских, соседями семьи Грубер — их четыре ребенка дружили и играли с Бумеком и Либой, когда те были маленькими. Еды было очень мало, но 12-летний сын Савинских Тадек приносил Лоре, ее семье и еще двум евреям, которые прятались вместе с ними, остатки еды из кухни. Они прятались на чердаке под соломенной крышей или же в небольшой дыре в земляном полу. «Иногда Бумек тайно передавал немного мяса или хлеба через Тадека, но это было очень опасно», — говорит Марсель, которому в то время было 9 лет.

Студийное фото Абрахама «Бумека» Грубера, 1938-48 год, collections.ushmm.org

Однажды, когда Бумек был на работе, ему сообщили, что его жену и ребенка запихнули в грузовик вместе с другими евреями и вывезли в лес. Бумек сумел «подружиться» с некоторыми немецкими офицерами, которым оставлял куски мяса получше, и уговорил одного из них отвезти его на мотоцикле в лес — спасать Блимку и Либу. Считалось, что члены семьи так называемых «необходимых работников» находились под защитой. Но когда Бумек подъехал к лесу, он увидел один только пустой грузовик. Заглянув внутрь, он увидел лишь одежду убитых, среди которой были туфли Либы. Его жену и дочь, как и остальных «пассажиров» грузовика, расстреляли.

Бумек утратил желание жить. Но четыре недели спустя он встретил 4-летнюю девочку по имени Фела, которой было почти столько же, сколько его любимой Либе. Девочка играла одна на полу в трудовом лагере. Бумек подошел к ней и спросил: «Где твоя мама?» Фела отвела его к своей маме, Тасе Шиндлер, которая работала в трудовом лагере швеей. Он накричал на Тасю: «Никогда, никогда не оставляй свою дочь одну. Они ее заберут и убьют!» Бумек и Тася разговорились и поделились друг с другом своими историями.

Муж Таси, Гедалко, попал под советскую мобилизацию, но она слышала, что его взяли в плен немцы. И так как всем было известно, что военнопленных евреев нацисты сразу же убивали, Тася считала его уже мертвым. Оба овдовев — пусть неофициально, но фактически, — Тася и Бумек стали очень близки.

Однажды, одна из жен нацистов, которым Тася шила платья, приказным тоном сообщила ей, что та должна закончить новый наряд к определенному дню. Это был явный знак, что вот-вот будет новая «акция». Логика жены нациста была проста — кто закончит шить платье, если швею ликвидируют?

Бумек знал, что ему, Тасе и Феле нужно срочно убегать.

Ночью Бумек отвез Тасю и Фелу к Савинским. Хозяин дома ждал Бумека, но испугался, увидев Тасю, и отказался принять еще одного человека — про Фелу, которая пряталась на бричке под сеном, он даже не знал. Бумек уже потерял жену и ребенка и не хотел, чтобы что-то подобное случилось с ним снова. Для него это был поворотный момент. Тогда он сказал Яну Савински: «У меня есть кольцо с бриллиантом, я отдам его вам».

Он умолял Яна, надеялся, что тот возьмет кольцо и спрячет их. Но Ян отказался, сказав, что единственное, чем можно его убедить — принести еды и водки, но даже тогда решение он примет только поутру.

На следующее утро Ян пришел к Бумеку и сказал: «Прошлой ночью мне приснился Иисус Христос и сказал, что я должен тебя спасти». У Бумека отлегло от сердца — и он показал Янеку Фелу. Савинский засмеялся и сказал: «Кем бы эта девочка ни была, я вам помогу». Он также добавил, что на днях умерла его корова, и кольцо Бумека ему теперь очень пригодится: «Я его продам, чтобы всех вас прокормить!»

Бумек застыл. Он понимал, что если Янек пойдет продавать кольцо и выяснится, что оно — из никеля, а камень — из стекла, их всех могут просто убить. Бумек просто не мог позволить Яну продать кольцо, не сказав, что это подделка. Набравшись смелости, он попросил: «Пожалуйста, не продавайте. Это кольцо — семейная реликвия, мы передаем его из поколения в поколение. Подождите конца войны. Обещаю, когда придут русские — а ждать осталось недолго, — я куплю вам самую лучшую корову».

Той зимой в доме Савинских пряталось 13 евреев. Советская армия окончательно вытеснила нацистов из этих земель 7 августа 1944 года, и все 13 человек смогли наконец-то почувствовать себя свободными. Бумек сдержал слово и купил Яну отличную корову, а Ян вернул кольцо прежнему хозяину.

Позднее Яд-Вашем удостоил Яна, Зофию и четверо их детей звания Праведников мира в Яд-Вашем за спасение тринадцати еврейских жизней.

Бумек и Тася поженились. Когда Тася уже ждала ребенка Бумека, вернулся ее первый муж, Гедалко. Бумек и Тася были поражены, что ему удалось выжить. Так вышло, что он попал в плен не к немцам, а к итальянцам, что объясняло его чудесное спасение. Марсель говорил, что Тася любила обоих, но они все вместе решили, что ей лучше остаться с Бумеком. В их отношениях не было обиды или злости, они остались друзьями. Бумек с Тасей прожили в Польше до 1957 года, а затем переехали в Израиль.

После смерти Таси в 1967 году, Бумек женился в третий раз, на Мане, которой и перешло то самое кольцо. Бумек ушел из жизни в начале 90-х, и когда через несколько лет умерла Маня, Ирэна написала их семье: «Когда будете передавать драгоценности Мани оценщику, знайте, что я хотела бы забрать именно то украшение, которое ничего не стоит».

Фальшивое кольцо, которое спасло их жизни, было передано Музею Холокоста в 2013 году Марселем Бримером и Ирэной Высокой, которые живут в Израиле.

Тереза Поллин, куратор отдела артефактов и произведений искусства в музее, постаралась, чтобы кольцо стало частью экспозиции. Сама из Польши, она знала Марселя и Ирэну больше десяти лет. «Я знаю, насколько внимательно они относятся к деталям, — говорит она. — Каждый раз, когда мне нужны были какие-либо уточнения, чтобы полнее представлять картину, мне помогали историки», подтверждая эту семейную легенду. «Нет ни тени сомнения в том, что эта история — правда», — отмечает она.

«Это кольцо очень важно потому, что оно стало символом находчивости и прозорливости, умения увидеть тот ужас, который нацисты готовили евреям», — отметила Поллин.

Сегодня Марселю уже за 80, он живет в Вирджинии и вместе со своей женой Аней уже не первый год работает в музее на общественных началах. Там он регулярно читает лекции о своей жизни и спасении в Дрогобыче. Он все еще поддерживает связь с правнуками людей, которые приютили его и его семью.

«Кольцо спасло нас всех. Оно было одним из тех чудес, которые помогли нам выжить, — говорит Марсель. — И сейчас кольцо дает нам всем понять, насколько хрупкой тогда была жизнь и насколько призрачным было спасение».

Джилл Верман Харрис
Перевод: Ганна Руденко
tabletmag.com


ЕВРЕИ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Епископ Ассизский Джузеппе Плачидо Николини

Они в течение года водили за нос эсэсовцев и спасли за время немецкой оккупации Италии из лап гитлеровцев сотни евреев, пряча их в храмах, монастырях и алтарях. Епископ Николини и горстка монахов-францисканцев, остановивших итальянский Холокост.

Отношение Муссолини к евреям поначалу было вполне дружелюбным и начало портиться только ближе к концу 1930-х годов, но дальше увольнений с работы и некоторого поощрения бытового антисемитизма дело не пошло. Ситуация коренным образом изменилась в сентябре 1943 года, когда после свержения Муссолини немецкие войска оккупировали север и центр Италии и создали там марионеточную Республику Сало. Сразу же начались преследования евреев.

16 октября была проведена облава на евреев Рима, вошедшая в историю как «Чёрная суббота», в ходе которой около 1300 человек были отправлены в Освенцим — выжили из них только 16 человек. Аналогичные облавы прошли в Генуе, Флоренции, Венеции, Триесте, Милане и Ферраре. Руководили облавами и депортацией эсесовцы, но в подручных у них были итальянские полицейские.

В Умбрии изначально своих евреев было немного, но они бежали в эту область от преследований в других регионах страны. Однако немцы об этом пронюхали и организовали охоту на евреев и в Умбрии. Тогда епископ Ассизский Джузеппе Плачидо Николини приказал начать операцию по спасению евреев, во главе которой он поставил отца Альдо Бруначчи. В англоязычной литературе эту монашескую организацию, занимавшуюся спасением, назвали потом Ассизским сообществом.

Речь шла не о каких-то отдельных случаях, а о серьезной развернутой работе по массовому спасению евреев. Евреев прятали в 26 францисканских монастырях — как мужских, так и женских. Часто для иноверцев францисканцы отводили одни из самых священных мест, куда мало кто имел доступ, но монахи ставили ценность человеческой жизни выше всех религиозных догматов и правил.

Видимо, наибольшее число людей спас настоятель монастыря Святого Дамиана отец Руффино Никкаччи. Часто евреев выдавали за монахов и монахинь, при этом никакой миссионерской работы с ними в реальности не вели — францисканцы уважали чужую религию, как свою собственную. Более того, они помогли спрятанным евреям провести по всем канонам самый священный день еврейского календаря — Йом-Кипур, а монахини по исходу поста даже приготовили для иудеев праздничную трапезу.

При этом рисковали монахи невероятно: за сокрытие еврея полагалась смертная казнь. Гитлеровцы к концу вой­ны не испытывали уже и остатков почтения к католикам, тем более итальянским, и без всяких предупреждений врывались в монастыри и проводили обыски. В монастыре Чертоза ди Фарнета в Лукке, например, немцы накрыли целую «артель» по спасению евреев и немедленно расстреляли всех — и самих евреев, и укрывавших их священников. Сан никого не спас.

Сколько точно евреев удалось спасти францисканцам — неизвестно, монахам некогда было вести счет. По оценкам историков, Ассизское сообщество спасло около 300 человек. Но всех спрятать было невозможно: не хватало места в монастырях, и многим евреям сделали подложные документы. В этом деле францисканцам помог Луиджи Бризи, владелец сувенирной лавки в Ассизи, и его сын Тренто. У них был небольшой печатный станок, с помощью которого они и сделали документы.

Разумеется, о работе Ассизского сообщества и епископа Николини знали некоторые влиятельные люди в городе и области, и никакого восторга у них она не вызывала, но конец войны был близок, ее исход — уже очевиден, и в преддверии разоблачения фашизма и последующих люстраций уже мало кто из итальянцев готов был встать на его сторону. Вероятно, именно этим объясняется, что на епископа так и не донесли немцам.

«Я никогда не забуду, какими настойчивыми были угрозы, но епископ, слыша их, оставался тверд: он никому не давал запугать себя, — вспоминал позже отец Альдо Бруначчи. — Я очень хорошо помню силу, которую монсеньор Николини продемонстрировал, когда разные большие шишки пытались его запугать. Они требовали, чтобы он вел себя сдержанно и осторожно. Но бывают такие времена, что легко перепутать осторожность со стремлением к тихой спокойной жизни. Бывают времена, когда нужно быть героем. Монсеньор Николини выбрал путь героя».

Отец Альдо Бруначчи

Отец Альдо Бруначчи из скромности не сказал, что он и сам выбрал тот же путь. Причем его даже арестовали 17 мая 1944 года, и в последний момент он успел предупредить еврейскую семью, чтобы она немедленно бежала. Но оставался уже месяц до освобождения Ассизи, за Бруначчи вступился Ватикан, так что, вероятно, Святой престол знал о подпольной деятельности Николини и его людей, и Бруначчи в результате отпустили: казнить известного человека накануне собственного краха немцы уже не решились. Епископ Николини прожил очень долгую жизнь — он скончался в 1973 году в возрасте 96 лет и до конца дней своих не считал, что сделал что-то особенное, как и все люди, которые ему в этом помогали.

Александр Беленький

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР