2017
декабрь
№12 (222)
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Юрий Левитанский

ХАРЬКОВСКИЕ ХРОНИКИ

Харьковские хроники в декабре обычно проходят под эгидой событий Второй мировой войны, связанных с уничтожением харьковских евреев:

1941 г. — распоряжение о переписи населения в оккупированном городе, когда евреев велено было заносить в отдельные списки, что сразу отделило их от остального населения; затем распоряжение коменданта о переселении всех евреев в бараки Станкостроя, где было организовано гетто; начавшееся (и продолженное в январе 1942 г.) планомерное уничтожение евреев сразу после рождественских праздников.

1943 г. — первый судебный процесс, когда судили оккупантов за злодеяния против мирного населения, процесс, материалы которого легли на стол обвинения в Нюрнберге.

В 2017 году эти события по датам совпадали с праздником света Ханукой.

Мы не будем рассказывать историю Хануки, её обычаи и традиции, а только напомним, что по закону ханукия зажигается в каждый из восьми вечеров Хануки после захода солнца. Свечи должны стоять на окне, выходящем на улицу, как напоминание о миссии еврейского народа — освещать мир, в котором мы живем, и поддерживать огонь.


А фрейлахе Ханука!



В Харьковском музее Холокоста Дни памяти жертв Дробицкого Яра начались с презентации сборника «Бабин Яр. Голосами» и встречи с его автором Марианной Кияновской, поэтессой, переводчиком, критиком и литературоведом. Студенты Гуманитарно-педагогической академии, учащиеся гимназии для слабовидящих им. В. И. Короленко, узники, пережившие Катастрофу, в тишине слушали в авторском чтении необычные стихи, пронизанные визуализированными голосами расстрелянных, замученных, сожженных. Она пропускает их через свое сердце, она чувствует их боль как свою. В стихах Марианны Кияновской нет знаков пунктуации, и каждый может расставить их или сделать паузу при чтении для себя так, как он это чувствует.

В беседе после встречи Марианна призналась, что этот сборник для неё самой был удивлением, т.к. она знает много о Волынской трагедии, а вот о Бабьем Яре, о еврейской трагедии знаний было совсем мало. Эти стихи пришли к ней как поток сознания, они возникали в голове, как будто их кто-то надиктовывал ей:

щоб свідчити мушу вціліти не вижити ні
вціліти це інше ніж вижити голосу ради
бо вижити в цій перепроклятій богом війні
подібно до зради і вдруге до смертної зради
лежу під вагою небесної тверді і тіл
ще декотрі теплі принаймні здаються такими
у мене десь куля у грудях не руш моїх кіл
волаю до кулі сукровиця гусне сягкими
стають небеса коло серця і десь в голові
щоб свідчити мушу вцілити і вибратись з ями
стріляють короткими чергами щоби живі
встигали ствариніти страху боюсь до нестями
я двічі боялась як валіка вбили мені
а я відчувала не відчай лиш спрагу і втому
а ще коли мама сказала що в них в ірпені
давида спалили живцем коло їхнього дому
тепер я всього лише мушу вціліти за тих
хто тут коло мене і зліва і справа і всюду
хтось дихав іще я це чула та в решті затих
щоб свідчити мушу вціліти простіть мені люди

Маріанна Кіяновська, Бабин Яр. Голосами. — К.: ДУХ І ЛІТЕРА. — 2017. — 112 с.

В книге использованы эскизы Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко к проекту памятника жертвам Бабьего Яра, работы (известные харьковчанам по выставке в музее Холокоста в 2011 г.) художника Зиновия Толкачева «Талескотен», серии «Майданек», 1944 г., а так же фотография Дмитрия Пейсахова из цикла «Бабий Яр».

Харьковчанин Сергей Жадан, украинский поэт, переводчик о сборнике «Бабин яр. Голосами»: «У випадку з нашими історичними травмами та трагедіями є одна важлива річ, що її Маріанна теж дуже тонко й точно помітила — вони, наші історичні травми, міцно між собою пов’язані, переплетені, їх неможливо відділити одна від одної — переживання смерті має поєднувати, а не розділяти. Маріанна про це пише, пов’язуючи в тексті голоси тих, за ким стоїть досвід Голодомору, й тих, чиїм досвідом є Голокост:

...це місце немов Вавилон
але тут у нас перемішано не мови
а мовчання і кості
хоча деякі не перемішано я зі своїми
із тридцять третього
ти зі своїми із сорок першого…».



10 декабря 2018 г. в Научно-просветительном центре Харьковского музея Холокоста состоялись показ фильмов и встреча с директором Альянс франсез в Харькове Тимоте де Майяр.

«Якщо я колись повернусь. Віднайдені листи Луїзи Піковські». В 2010 году во время переезда лицея им. Жана де Лафонтена, который находился в 16-м округе Парижа, в старом шкафу были найдены письма и фотографии, которые были спрятаны и пролежали там несколько десятков лет. Письма юной лицеистки еврейки Луизы Пиковски, чей отец был родом из Николаева (Украина) были адресованы учительнице языка и литературы. Девочку арестовали вместе с семьей 22 января 1944 года и отправили в концлагерь в Дранси; отца, мать и четверых детей затем депортировали в Аушвиц, откуда никто из них уже не вернулся. Об этой находке узнала журналистка канала «France 24» Стефани Труяр, которая вместе с Халиди Хатчи, преподавательницей лицея, решили восстановить весь жизненный путь Луизы. Из документов девочки, сохранившихся в архиве лицея, они нашли свидетелей, дальних родственниц и бывших учениц лицея. Документальный фильм-репортаж рассказывает об их поисках, об одаренной лицеистке Луизе Пиковски, которая прожила короткую жизнь, вместившуюся в её найденные письма. Репортаж возвращает нас к памяти о ней, её яркой жизни, к которой Луизу готовила судьба и которую ей так и не удалось прожить.

Французский фильм «Тем, что придут после нас» Евы Брюшвальд и режиссера Эли Руба оживляет память об украинских евреях (оригинальная версия с субтитрами на украинском языке, 2013 г.)

Через 70 лет после Холокоста Ева Брюшвальд приезжает в Ковель — родной город её родственников по линии матери. Она пытается найти следы двоюродного деда, убитого немцами в 1942 году. Расследование приводит нас вместе с Евой следами ковельских евреев туда, где они жили, и туда, где они были убиты. В Ковеле не осталось сегодня следа их пребывания, ни одного признака, который напоминал о совершенных в этом городе преступлениях. Не забыл ли Ковель «своих евреев»? Старожилы, которых удается найти, очень неохотно вспоминают те времена.

Никакой рассказ не передаст тех нюансов, которые увидит внимательный и неравнодушный зритель. Дом культуры, построенный на месте еврейского кладбища, и его директор, который пытается доказать, что тут не было кладбища: «Мне мой отец этого не говорил, а ведь он строил Дом культуры…»



3 декабря НПЦ музея собрал харьковчан, трепетно любящих свой город, на лекцию «Из историй харьковской медицины. Век XIX - Век XX» с доцентом Харьковской медицинской академии последип­ломного образования Борисом Рогожиным.

На встрече Борис Анатольевич презентовал книгу «120 лет истории дома 90 на Сумской улице Харькова», одним из автором которой он является.


ПАМЯТИ ДАВИДА МАРКОВИЧА ЗЕКЦЕРА

Давид Маркович Зекцер родился 5 мая 1923 года в г. Аккерман, Бессарабия. Закончил 4 класса еврейской школы и 8 классов румынского лицея. В декабре 1942 г. был призван в армию, и с февраля 1943 г. в составе пехоты участвовал в боевых действиях командиром отделения ПТР. Награжден медалью «За отвагу».

В мае 1943 года был тяжело ранен в голову и после шестимесячного пребывания в госпиталях демобилизован. Сразу после демобилизации поступил в Ленинградский электротехнический институт на факультет автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте, после окончания которого проработал 28 лет в Харькове на электротехническом заводе «Транссвязь», пройдя путь от инженера до начальника производства и зам. главного инженера по новой технике.

Защитил кандидатскую диссертацию в ЦНИИ МПС.

С 1976 г. 18 лет проработал зав. сектора во ВНИИЭА. С 1992 г. – зав. лабораторией электроаппаратостроения в Комплексном инновационном центре Института проблем машиностроения НАН Украины.

В 2000 г. Давид Маркович был избран действительным членом Инженерной академии Украины.

Изобретатель, автор более 200 публикаций, работ в области низковольтных электрических аппаратов. Принимал активное участие в еврейской жизни Харькова. Автор книг о героизме и мужестве еврейского народа, его успехам в науке. Был активным борцом против антисемитизма и ксенофобии. Заслуженный деятель Еврейского совета Украины, член харьковского еврейского совета инвалидов войны и участников боевых действий.

В типографии находится его неоконченная последняя книга.

Пусть память о нем будет благословенна


В МИРЕ

ПРАВЕДНИК МИРА ПАУЛЬ ГРЮНИНГЕР

30 октября 2017 года министр экономики Швейцарии Иоганн Шнайдер-Амманн в рамках своего официального визита в Израиль принял участие в торжественной церемонии по случаю присвоения имени Пауля Грюнингера улице, расположенной в западной части города Ришон ле-Цион. В этом четвертом по размеру городе Израиля с населением почти в четверть миллиона человек было принято решение назвать целую улицу именем этого швейцарца.

Пауль Грюнингер был учителем и футболистом, а с 1919 года шефом полиции кантона Санкт-Галлен на востоке Швейцарии, глубоко чтившим устав своего ведомства.

В период с 1938 по 1939 гг., столк­нувшись с реальностью в лице тысяч измученных, объятых ужасом, лишившихся всего и оставшихся перед закрытыми границами людей, Пауль Грюнингер пренебрег своим служебным долгом. Вместо того, чтобы задерживать беженцев и отправлять их обратно, Пауль с помощью нескольких подчиненных стал подделывать въездные документы евреев. Задним числом он проставлял в их паспортах даты въезда, предшествовавшие закрытию границ. Таким образом, въезжавшие в страну беженцы не только оставались в живых, но и приобретали официальный статус. Рисковавший жизнью капитан отказывался от любого вознаграждения.

Так он спас 3601 бежавших из Австрии еврея от верной гибели, оформляя им, вопреки официальным распоряжениям, въездные документы в Швейцарию. В начале 1939 года необычайное количество беженцев, прошедших за короткое время через Санкт-Галленский пропускной пункт, привлекло внимание полицейского начальства. Грюнингера судили, он был признан виновным в «мошенничестве и систематическом невыполнении служебного долга», приговорен к лишению свободы и к штрафу, а также уволен с должности без права на компенсацию и на пенсию.

Пауль Грюнингер

После войны, как бывшему «уголовнику», Паулю Грюнингеру было трудно получить работу, и он изо всех сил пытался зарабатывать на жизнь. Так и не получив постоянной работы, поддерживаемый друзьями и некоторыми спасенными им людьми, он умер в бедности в 1972 году, в возрасте восьмидесяти лет.

За год до его смерти Национальный институт Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме присвоил Паулю Грюнингеру звание «Праведник народов Мира».

В 1995 году, спустя 23 года после его смерти, Швейцария полностью реа­билитировала его, отменив все вынесенные ранее Паулю Грюнингеру официальные взыскания. В 2014 году его история легла в основу художественного фильма.

«Он (Пауль Грюнингер) ставил моральные ценности выше должностных обязанностей, приверженность гуманизму была для него выше карьеры, социального статуса и личного благосостояния», — отметил Й. Шнайдер-Амманн в своем выступлении в Израиле. Министр также признал, что «запретительная политика тогдашних швейцарских властей в период с 1938 по 1942 годы, направленная на ограничение количества беженцев, принятых Швейцарией, была, вероятно, самым черным моментом во всей нашей истории».


БРАУН ХАЙМАН

Браун Хайман (Hyman Brown), учёный, инженер-архитектор, автор проектов башен-близнецов в Нью-Йорке, уничтоженных террористами.

Хайман — человек, подписывавший своим именем такие всеамериканские проекты, как строительство четырех самых высоких зданий в США, комплекса «Дисней Уорлд», скоростных развязок, больниц, автомобильных заводов, гостиниц и торговых центров.

11 сентября 2001 года в семь часов утра в квартире Хаймана Брауна зазвонил телефон. Дочь взволнованно рассказала ему, что самолет врезался в одну из «башен-близнецов».

Браун знал, что здание спроектировано с учетом возможности того, что в него по ошибке может врезаться самолет, и должно, по расчетам, выдержать удар не одного, а пяти авиалайнеров. Но когда он включил телевизор и увидел, как рушится второе здание, то понял, что речь идет не о случайной аварии, а о террористическом акте.

Хайман сидел в растерянности и шоке. Он проектировал и строил эти здания. Он точно знал, что с ними не могло случиться ничего подобного. Наконец, он встал, поехал в университет, собрал своих студентов, и они начали анализировать ситуацию. Им хватило одного часа, чтобы разобраться в случившемся: невозможно построить здание, которое выдержит адскую температуру от горения 24 тысяч литров авиатоплива. Браун понял, что его нельзя винить в крушении зданий. Это было бы равносильно обвинению проектировщиков автобусов в том, что они разрушаются, когда в них взрывается террорист.

Катастрофа, равной которой Америка не знала за всю свою историю, изменила и жизнь Хаймана Брауна. Он начал принимать участие в демонстрациях против мусульманских террористов. После 11 сентября он мог бы сделать вторую карьеру, разъезжая по всей стране с лекциями и рассказами о строительстве и разрушении «близнецов». Но в возрасте 61 года Хайман Браун решил уехать в Израиль. Друзья пытались отговорить его от переезда в Израиль, называли сумасшедшим, говорили, что нельзя жертвовать материальным и социальным статусом, заработанным нелегким трудом. Одним словом, Браун совершил неразумный с точки зрения многих его друзей шаг.

«Когда я понял, что произошло, в моей душе поднялась волна гнева и боли. Я начал понимать, что переживают израильтяне после терактов, и впервые в жизни почувствовал себя евреем. Я понял, что израильтяне сражаются все эти годы за то, чтобы у меня был дом, а я им никогда ничем не помогал в этой борьбе. Да, я каждый год жертвовал деньги в пользу Израиля, но нет ничего легче, чем выписать чек и этим успокоить свою совесть.

Да, я знал, что я еврей по рождению, но не придавал этому особого значения. Я вдруг понял, что больше не хочу быть пассивным евреем, а хочу жить в Израиле, отдавать ему свой жизненный и профессиональный опыт. Впервые в жизни я почувствовал принадлежность к своему народу...

Всю жизнь я был американцем. Я зарабатывал деньги, чтобы быть сильным и свободным. Но разрушение этих зданий стало для меня чем-то вроде того, что произошло с евреями Германии накануне Второй мировой войны. Они ведь тоже считали себя частью Германии и были уверены, что им ничего не грозит.

Теракт показал американским евреям, насколько они уязвимы. Многие обратились к иудаизму, хотя целые поколения евреев Америки видели в нем лишь часть жизни своих бабушек и дедушек и довольствовались в лучшем случае пожертвованиями в пользу Израиля. Люди начали искать в жизни нечто более значимое, чем деньги и власть. А я понял, что, несмотря на свой успех в Америке, я не принадлежу к этой стране...»


ИЗРАИЛЬ В МИРЕ

Израиль покидает ЮНЕСКО

22 декабря глава израильского правительства Биньямин Нетаниягу дал предписание начать процедуру выхода Израиля из ЮНЕСКО.

Данное распоряжение последовало вслед за голосованием 128 стран на Генеральной ассамблее ООН против признания Иерусалима столицей еврейского государства.

Официальное письмо с заявлением о выходе Израиля из состава специализированного учреждения ООН будет подано ещё до завершения нынешнего года. В соответствии с уставом организации, оно вступит в силу в последний день следующего года, 31 декабря 2018.

* * *

Историк и публицист Йоаз Гендель заявил, что арабы сами виноваты в том, что не создали палестинское государство. Именно их неспособность смотреть вперед и позволила Израилю существовать и процветать, причем не ограничиваясь 15 000 кв. м.

По словам историка, нет вины Израиля в том, что палестинцы не смогли создать свое государство. В этом они виноваты сами, поскольку в течение последних 20 лет блокировали любые попытки израильских властей. Статья опубликована в газете «Вести».

В публикации сказано, что нельзя заставить народ создавать государство, если все, чего он хочет – это убивать и уничтожать соседнюю страну. Арабы только и делали, что кричали о силе, которой не имели, и угрожали сбросить евреев в море.

Автор утверждает, что мусульмане только и делали, что проповедовали насилие, и это привело к тому, что сейчас мусульман убивают сами же мусульмане, а в исламском мире – в основном, диктатуры.

Евреи понимали, что страна, в которой арабов будет большинство, не сможет выжить, поэтому Давид Бен-Гурион не препятствовал их бегству. И, по словам историка, Израиль победил не благодаря ООН, а благодаря последующим шагам.

Виктория Товбин



Норвегия, вслед за Данией, отказалась от поддержки организаций, бойкотирующих Израиль

Примеру Дании, отказавшейся финансировать неправительственные организации Палестинской автономии, о том же объявила и Норвегия.

Как сообщалось ранее, Дания объявила, что прекращает оказывать финансовую помощь неправительственным палестинским организациям. Это решение Дания приняла после того, как выяснилось, что средства поступали террористическим группировкам и организациям, бойкотирующим Израиль. Информацию об этом и доказательства передал Дании Израиль.

Вслед за Данией, как сообщает 2 канал ИТВ, аналогичное решение приняла и Норвегия. В правительственном заявлении Осло говорится, что бойкоты способствуют разделению сторон, в то время как норвежское правительство верит в диалог и сотрудничество для создания взаимного доверия в рамках решения палестино-израильского конфликта. Это решение является еще одним выражением последовательного сопротивления норвежского правительства бойкотам Израиля. Министр внутренней безопасности и стратегического планирования Гилад Эрдан приветствовал это решение.

По материалам Интернет


К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ


Лариса Воловик

ЛИБЕРМАН ЕВСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Продолжение. Начало в Дайджест Е №11 (221)


… В начале 1940 г. Евсей Григорьевич Либерман защищает кандидатскую диссертацию «Планирование серийного производства установленными партиями и баланс успешности цехов».

В годы войны (1941-1943) он служит в Министерстве финансов Киргизской ССР. Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой отечественной войны».

На кафедре экономики и организации машиностроительной промышленности – 1950г.

1944-1946 гг. — научный сотрудник Научно — исследовательского финансового института в Москве. С 1947 г. продолжает работу заведующим кафедрой экономики и организации машиностроительного производства в Харьковском инженерно-экономическом институте, прекрасно зная, кто и как «подставил» его. В 1947-1950гг. во главе коллектива ученых — экономистов развернул программу исследований, охвативших машиностроительные предприятия Харькова и области. В 1955 г. эти исследования охватили 25 заводов и были продолжены созданной Е. Либерманом в 1959г. Научно-исследовательской лабораторией по экономике и планированию промышленности Харьковского совнархоза.

Докторскую диссертацию «Пути повышения рентабельности социалистических предприятий» он защитил в 1956 г., в 1959 — стал профессором.

Но главная работа, прославившая его имя, была еще впереди.

Обложка журнала «Таймс» от 12 февраля 1965 года. Надпись на обложке гласит: «Коммунисты заигрывают с прибылью»

9 сентября 1962 г. в «Правде», самой главной газете страны, была опубликована статья Евсея Либермана «План, прибыль, премия», в которой автор предложил изменения в хозяйственном механизме экономики СССР. Статья вызвала во всем мире дискуссию об экономической реформе и вокруг неё. Было много домыслов, предположений, как она могла попасть в «Правду». Считалось, что статья в «Правде» — это не просто статья, это всегда — установка сверху. Статью Либерман отправил в «Известия» гл. редактору Аджубею (который был зятем Хрущева), предполагая, что её увидит Никита Хрущев. В статье Либерман предлагал оценивать работу коллектива, а следовательно, и исчислять полученную премию по рентабельности и прибыли, поделенных на стоимость основных фондов. В формуле Либермана начисто отсутствовал «вал», один из краеугольных камней, от которого отталкивался в своих расчетах Госплан. Либермановская формула: прибыль, деленная на основные фонды, исключала и планирование от достигнутого.

В своих воспоминаниях Сергей, сын Хрущева, писал, что Аджубей, действительно, обратил внимание на интересный материал, который показался ему очень подходящим к моменту. Он отложил статью Либермана до воскресенья, чтобы прочитать её вслух на даче. Хрущев заинтересовался простотой предложений Либермана, но решил организовать дискуссию в прессе, чтобы экономисты поспорили. «А чтобы «академики» не заклевали Либермана, опубликовать его статью в порядке обсуждения не в «Известиях», а в «Правде». Приглашение к дискуссии в «Правде» означало, что «верха» её темой заинтересованы и по результатам собираются принять решение. Н. Хрущев попросил Аджубея переслать статью гл. редактору «Правды» Сатюкову, которому собирался позвонить сам. (Аджубей, отдавая статью в другую газету, расстроился до такой степени, что и через много лет не мог равнодушно слышать о Либермане).

Статью Е. Либермана «Правда» опубликовала 9 сентября 1962 г. не случайно: 10 сентября Хрущев разослал записку о новом этапе реформы управления экономикой. На статью отреагировали практики с мест, работники совнархозов, экономисты заводов и др. Из «весомых» ученых Либермана поддержал только экономист-аграрий, академик В.С. Немчинов, зачинатель в СССР применения математики в экономике. Другие крупные экономисты хранили неблагожелательное молчание, не решаясь разгромить Либермана. Они прекрасно знали, с чьей подачи «Правда» открыла необычную дискуссию. Но поддержать его, поставив во главу угла прибыль вместо вала, означало перечеркнуть все написанное ими в предыдущие десятилетия.

Спустя три года, в 1965-м, в СССР началась экономическая реформа, известная у нас как «косыгинская» (А.Н. Косыгин — председатель Совета Министров СССР делал свой знаменитый доклад на Пленуме ЦК 27 сентября 1965 года). На Западе её называют «реформой Либермана». Либерман предлагал сохранить централизованное планирование в прежнем виде лишь для немногих важнейших производств, ограничив его во всех остальных случаях главными показателями при одновременном предоставлении руководителям предприятий реальных полномочий и права хозяйственной инициативы.

Известность Евсея Григорьевича растет. Термин «либерманизм» стал популярным в мировой экономике.

В это время Е. Либерман (с 1963 по 1981 гг.) — профессор кафедры статистики и учета Харьковского государственного университета. Он живет с семьей в доме по ул. Гуданова 9/11, его почтовый ящик не вмещает письма с отзывами, приглашениями приехать с лекциями в любую страну мира. Его просят прислать хотя бы фотографию с автографом как кинозвезду. Американские, итальянские, японские, английские газеты и журналы кричали о Либермане, либерманизме. На западе ситуация, при которой скромный харьковчанин, еврей, беспартийный, перевернул с ног на голову все устоявшиеся десятилетиями принципы социалистической экономики, казалась нереальной, и было непонятно, почему ему разрешили это сделать.

А он продолжал работать. Он был поклонником идеи интеграции науки, преподавания и обучения и внедрял этот принцип на протяжении всей своей деятельности. Вокруг него сформировалась мощная научная школа талантливых молодых исследователей, проявивших себя в студенческой науке и во время исследовательской работы на предприятиях.

В 1970 г. Либерман опубликовал книгу «Экономические методы повышения общественного производства, которая переиздавалась во многих странах. В книге он анализировал ход реформ и отстаивал её главные идеи. Сама реформа после смерти Никиты Хрущева сошла «на нет», о ней перестали говорить. Рекомендации Е. Либермана, используемые на Западе, оказались не нужны при Брежневе — начался период застоя.

Евсей Григорьевич Либерман умер в 1981 г., не дожив 10 лет до торжества своих идей.

Е. Г. Либерман был очень скромным человеком, интеллигентен, с хорошим чувством юмора, его лекции пользовались популярностью среди студентов.

Ничего неизвестно о его родителях.

В первой части статьи о Евсее Григорьевиче Либермане («Дайджест Е» №11 (221)) я писала о местечке Судилков, где он родился. Евреи поселились в Судилкове в XVII веке. В 1798 году была создана еврейская типография, в местечке была давняя традиция производства талесов. В конце XVIII в. здесь жил внук Баал Шем Това, рабби Моше Хаим Эфраим, считающийся основоположником судилковского хасидизма, автор известного в хасидском мире труда «Дегель Махане Эфраим».

Это довольно интересное местечко, в котором в 1910 году имелись талмуд-тора и частное еврейское училище.

Обратим внимание, что в 1915 году Евсей Либерман окончил в Киеве гимназию с отличием и поступил на юридический факультет киевского университета Св. Владимира. Затем революция. Он ещё студент университета.

А в его родном местечке в 1917 и 1919 гг. прошли еврейские погромы, жертвами которых, по всей вероятности, стали его родные. Может быть, поэтому нигде нет упоминаний о них: как-то не к лицу новой власти начинать строить «справедливую» жизнь с еврейских погромов (это моё допущение, но оно имеет право на существование). Те, кто уцелел от погромов» 17-19 гг. были убиты 20 августа 1941 г. полицаями — 471 еврей, в основном молодые мужчины и женщины, за пределами местечка. Оставшиеся евреи Судилкова в январе 1942 г. были перегнаны в гетто Шепетовки и там погибли.

До всплеска славы Евсей Либерман был более известен как муж пианистки Регины Горовец, сестры всемирно известного пианиста Владимира Горовца. Но это уже другая, неоднозначная история прекрасной семьи, связанной с Харьковом, со сложными её перипетиями, которая требует отдельной статьи.


ХАРЬКОВСКИЙ МУЗЕЙ ХОЛОКОСТА БЛАГОДАРИТ ЗА ФИНАНСОВУЮ ПОДДЕРЖКУ

ОО «Джойнт» в Северо-Восточном регионе Украины, (директор Мики Кацыф);

Благотворительный фонд «Дар», (председатель правления Валентина Подгорная, Киев);

Леонида Шевченко, Харьков

Семена (Хацкеля) Якубовича, Харьков

 

 

Учредитель:
Харьковский областной
комитет «Дробицкий Яр
»
Издатель:
Харьковский музей Холокоста
Главный редактор
Лариса ВОЛОВИК

Тел. (057) 700-49-90
Тел./факс: (057) 7140-959
Подписной индекс 21785
При перепечатке ссылка на
«Дайджест Е» обязательна
http://holocaustmuseum.kharkov.ua
E-mail: kharkovholocaustmuseum@gmail.com

Газета выходит при финансовой поддержке
Благотворительного Фонда ДАР