Лариса Воловик, Харьков

Предательство и благородство.

Взаимоотношения евреев и нееврейского населения в годы Катастрофы.

(По воспоминаниям очевидцев, документам, собранным автором)

 

В Харькове, по-моему, как ни в одном городе в Украине, число признанных Институтом Яд Вашем в Иерусалиме Праведников народов мира довольно высоко – 84 человека. Безусловно, эта цифра смехотворно мала по сравнению с числом погибших евреев, особенно если учитывать, что часто одного и того же человека спасали несколько семей, переправляя от одной к другой. Но так как говорить о своих спасителях у нас начали только после перестройки, а к этому времени не осталось в живых ни многих спасителей, ни тех, кто мог рассказать о своем спасении, я считаю, что мы кое-что успели сделать. 

 

Все истории спасения, фотографии спасителей и спасенных ими, собраны в Харьковском музее Холокоста. Из 72 человек сейчас живы 10 – двое, спасавших в Харькове, живут во Львове. Все истории прошли через мои руки, я лично знакома с этими людьми или с их детьми, знакома со спасенными и выжившими евреями. Пришлось заниматься делами спасителей и в Полтавской, Сумской, Донецкой и даже Черниговской областях, в Крыму. Поэтому эта статья – не просто выводы по прочитанным или услышанным историям, а долгие беседы, частые встречи, и, главное, это начиналось тогда, когда еще не шла речь ни о каких компенсациях и материальной помощи спасителям. 

 

Отношение к евреям - это своеобразная лакмусовая бумажка на добро и зло. Из рассказов очевидцев мы знаем, что в первые дни из Харьковского гетто иногда можно было уйти, подкупив охрану, но куда? Евреи, обреченные на полное уничтожение нацистами, искали пути спасения. Многое зависело от местного нееврейского населения, отношение которого было неоднозначно: недоброжелательность, когда просто выдавали (часто по собственной инициативе – этому есть масса примеров), равнодушие, безразличие к судьбам своих бывших соседей - евреев. И мотивы такого отношения были различны – страх перед репрессиями нацистов, антисемитизм и пр. И в то же время на оккупированной нацистами территории находились люди и целые семьи, которые по собственной инициативе пытались спасти евреев. Они прятали их у себя, снабжали необходимыми документами, оказывали медицинскую помощь, помогали продовольствием, одеждой, рискуя при этом не только собственной жизнью, но и жизнью своих близких. Это общеизвестно, что укрывательство еврея грозило спасителю и его семье репрессиями со стороны оккупационных властей, расстрелом вместе со спасенными. Как пример, приведу выписку из армейского акта по Харьковской области, село Семеновка Дергачевского района: летом 1941 г. гитлеровцы, расстреляв из автоматов все еврейское население села – 24 человека – женщин и детей – убили и 5 сельчан, прятавших евреев. Второй известный случай – расстрел по доносу в марте 1942 г. Александры Беловой, которая вывезла из харьковского гетто двух девочек и прятала одну из них у себя. 10-летнюю Лену успели перепрятать, а дочь Беловой, такого же возраста, после гибели матери осталась сиротой, жила в интернате. Семья Аринберг – мать и две дочери - выжили, жива и Людмила, дочь Беловой. 

 

Все случаи спасения, с которыми мне приходилось сталкиваться, можно условно разделить на такие группы:

 

1. Спасение родственников (далеких, близких) в смешанных семьях.

 

Первое время, когда такие материалы попадали в институт Яд Вашем, они, вызывая недоумение у членов комиссии, получали отрицательный ответ: «это спасение внутри семьи». Так было с присвоением звания украинцу Виктору Гладенко, который женился в 1932 г. на вдове-еврейке с тремя детьми, а несколько лет спустя у них родилась еще дочь. Когда немцы оккупировали Харьков, Виктор не пустил свою семью в гетто, в течение двух лет он перевозил их из деревни в деревню, чтобы спасти от нацистов. Он спас их, но сам долго болел после перенесенных волнений и тягот и умер в 1946г. Дочь эмигрировала в 70-е годы в Израиль и там ходатайствовала о присвоении отчиму звания Праведник мира. Это было нелегко, но семья добилась этого. 

 

Еще одна ситуация смешанных браков, когда муж, узнав о приказе немецкого коменданта всем евреям переселиться в бараки Станкозавода, отправил жену в гетто, разрешив оставить дочь. Но Елена Каневская ушла вместе с дочерью Таней. Из гетто забрала их сестра отца – 20-летняя Валентина по настоянию свекрови. Позже Елена с дочерью ушли в село на Полтавщину и прятались у чужих людей. 

 

После первой попытки Татьяны признать Праведниками мира бабушку и тетю Яд Вашем дал отрицательный ответ. Мы отправили документы с семейными подробностями о предательстве семьи отцом и, в конце концов, дело было решено положительно. 

 

Изучив ситуацию оккупационного периода на территории бывшего союза, высокая комиссия Яд Вашем стала иначе смотреть на случаи спасения в смешанных семьях. То, что считалось нормой в цивилизованном мире, оказалось поставленным «с ног на голову» у нас, где геройским считался поступок Павлика Морозова, предавшего своего отца. 

 

2. Укрывательство соседей, знакомых, школьных друзей своих детей. 

 

Это и супруги Гармаши, спасшие соседского еврейского мальчика, чью мать немцы расстреляли на улице.      Семья Антонец спасла молоденькую учительницу Раду Цукерман, работавшую в одной школе с Екатериной Антонец. Отец Рады был расстрелян в Дробицком Яру. 

 

Супруги Перемоты в Мерефе Харьковской области укрывали у себя Виктора Р., попавшего в окружение сокурсника сына, который был на фронте. Они выдавали Виктора за своего сына, что было чрезвычайно опасно, т.к. в городке все знали его. Супруги Перемоты говорили, что сын болен тифом, когда немцы пытались войти в комнатку, где лежал раненый. Подкормив и вылечив его, переправили в сторону фронта, и Виктор вернулся в строй. 

 

Часто прятали своих бывших хозяев няньки малолетних детей, ставшие членами семей своих воспитанников. 

Зина Логвиненко укрывала двухлетнюю Ирочку, выдавая ее за свою дочь. Для этого ей пришлось уехать на время в село, а потом вернуться с ребенком, пережить соседские разговоры (у нее не было мужа), но девочку спасти. И когда Зинаида попала в больницу, девочку взяла к себе ее подруга Александра Гладченко. Обе они признаны Праведниками мира, к сожалению, З. Логвиненко посмертно. 

 

Ежегодно число признанных Праведников в Харькове за 13 лет увеличивалось на 1-2 человека, но при этом покидали нас 1-2 человека. И эта цифра 8-12 живущих Праведников как-то постоянна у нас. Многие из них не выходят из дому, нетранспортабельны, но все они удивительно отзывчивые люди, искренне считающие, что не совершили в те страшные годы ничего героического. – «А как же иначе? Надо ведь было помочь людям…»

 

Еще интересна одна закономерность – многие спасители – люди верующие. Это и Александра Бабаева, прятавшая еврейскую девочку Людмилу Лурье. 

Бабаева умерла год назад, в 87 лет, до последнего дня была в прекрасной памяти, всю жизнь читала одну книгу – библию, каждый раз находя в ней что-то новое. Елена Сегодина, прятавшая в доме внучатую племянницу мужа, была верующей, в церковь не ходила, но отмечала все религиозные праздники. 

 

Мужа Надежды Луценко, прятавшей у себя Аркадия Герцберга, в 1939 году репрессировали за религиозные убеждения. Надежда была субботницей. После войны, когда Надежда и Аркадий, всю семью которого зверски убили нацисты, поженились, муж-атеист провожал жену в молитвенный дом, ожидая окончания службы на скамейке. Различия в религиозных убеждениях, национальности не помешало этим людям прожить совместно более полувека и, не имея собственных детей, поднять на ноги племянников Аркадия.

 

У многих спасителей в семьях до войны кто-то да был репрессирован советской властью, но это не озлобило их – оказавшись несправедливо пострадавшими, они не утратили чувство сопереживания несчастью других людей.

В семье Алимы Шатохи был до войны репрессирован ее отец. Он умер в ссылке. 

 

Были среди спасителей и атеисты, советские активисты, люди разных национальностей. 

Татарка Алима Шатоха, прятавшая два с половиной года за шкафом свою соседку; армянские семьи, предки которых бежали от геноцида в Османской империи, – в Харькове три случая спасения евреев армянскими семьями; украинцы, русские. 

 

Спасали совершенно незнакомых людей – Александра Карнаухова привела в дом с улицы девушку-инвалида, которая растерянно стояла у реки. Ей пришлось бояться собственной сестры, которая все время порывалась пойти в полицию. Александра Карнаухова получила звание Праведницы мира в 90 лет. Многие Праведники ушли из жизни в преклонном возрасте – видимо, бог даровал им за их деяния долгую жизнь, хотя и не была она легкой. После войны о том, что они спасали евреев, лучше было не говорить – это не вызывало положительной реакции ни у людей, ни у власти. Правда, есть случаи, когда сразу после освобождения Харькова, еврейка Дора Есилевич, спасенная А. Шатохой написала письмо с благодарностью в горисполком. Это письмо сохранилось и помогло нам, когда присваивали Алиме Шатохе звание Праведницы.

 

В селе под Житомиром Вера Романчук приютила у себя двух еврейских девочек Иду и Хану, семью которых расстреляли в Житомире. Она сделала вид, что поверила их легенде. Сельчане тоже молчали.

 

Украинка Мария Новаковская по просьбе своей знакомой Наталии прятала у себя ее дочь Алису, еврейку по отцу. Звание Праведницы мира присвоено Марии Новаковской в этом году. 

 

Андрей Галич из села Червоные Пологи Полтавской обл. привел в дом двух молоденьких евреек - у каждой на руках по два малыша. Екатерина Галич, его жена, имея своих троих, просто растерялась. Выгнать – духа не хватило, так и оставили их. В Лубнах к этому времени всех евреев расстреляли, и было очень опасно. Почти 8 месяцев из дому не показывались. А летом 1942 г. Екатерина договорилась со священником, и всех евреев перекрестили в православную веру. В семье Галичей у Екатерины до войны были раскулачены родители. Сам Андрей был посажен в тюрьму на 15 лет «за колоски».

 

В селах люди часто более отзывчиво относились к евреям и, даже подозревая в пришлых людях, что они не говорят всей правды, делали вид, что верят.

Есть и случаи участия в спасении евреев в Харькове и области немецких служащих. Двух еврейских детей спас повар немецкой части, расквартированной на Кузнечной улице. Спасенные его помнят как Курта Кригера. Прятавшихся в одном из зданий по ул. Чернышевского двух детей подкармливал военный врач из немецкого госпиталя. Немецкий офицер остановил прямо на улице женщину с ребенком, говорившую по-немецки, и предупредил о готовящихся расстрелах, посоветовав уехать срочно куда-нибудь в село. 

 

Похоже, что в Харькове была сильная китайская община. Известны два случая, когда китайская община собирала деньги и драгоценности, чтобы выкупить детей, отцами которых были китайцы. Матери-еврейки погибли в гетто, но детей удалось спасти, подкупив охранников, Это Люся Лурье, Зоя Латышева и ее брат Виктор. 

 

Можно приводить много примеров самоотверженности людей, которые в страшное время, среди лжи и предательства, когда значительная часть населения была враждебно настроена к евреям, своим, еще совсем недавно близким знакомым и соседям, эти люди проявили благородство и высоту духа, которые оставили ту капельку надежды, что помогала выжить. 

 

Конечно, их было мало. Праведных людей всегда меньше. И если не все предавали, то молчаливое большинство оставалось равнодушным к чужой боли и страданиям. Те, кто укрывал евреев, больше остерегались и боялись своих соседей и местных полицаев. Об этом не раз говорила татарка Алима Шатоха: «Я не немцев боялась, а соседей по двору, чтобы не узнали, не выдали».

 

Помощь страждущим евреям в Украине оказывалась, главным образом, по личной инициативе отдельными людьми. Ни одна подпольная организация – ни коммунистическая, ни националистическая – не призывала население помогать евреям, и сама не спешила это делать. Партизаны к евреям тоже относились не лучшим образом. Евреев, даже боеспособных, не всегда принимали в отряд. О женщинах, детях и стариках и речи не могло быть.

 

На этом фоне еще ярче, рельефнее видны те, кто спасал евреев. Это было намного сложнее, чем героизм в бою против видимого врага с оружием в руках. Считаю, что до сих пор у себя на родине подвиг этих людей достойно не оценен. 

 

Праведники мира, живущие рядом с нами, это – наша гордость. И мне хочется закончить словами из Книги притч Соломоновых: «Благословением праведных возвышается город…» 

 

Литература

  1. Личный архив Л. Ф. Воловик 
  2. Михаил Гефтер. Эхо Холокоста.-М.,1995. 
  3. Яков Сусленський. Справжні герої.-Київ,1993. 
  4. Пам"яті трагедії Дробицького Яру. Матеріали конференції Харківського просвітницького центру "Голокост".- Харків,199. 
  5. Газета»Дайджест Е» №№7 и 11, 2000 г. 
  6. Архив Харьковского музея Холокоста. Фонд 1 «Праведники Мира». Опись 1. 
  7. Видеоматериалы Фонда Ст. Спилберга «Пережившие ШОА». 
  8. «Світ». Часопис Народного Руху України. Спецвипуск. –1991. 
  9. «Дайджест Е» №№ 9 и 10, 2001. 
  10. "Время", 30 апреля 1997. 
  11. Книга притч Соломонова. – М, "ЭКСМО-Пресс",2000.

 

© "Заметки по еврейской истории", № 45, 2004 г.